Они строили БАМ

Они строили БАМ
331
Встреча выборгских бамовцев

50 лет назад в Советском Союзе была начата, как тогда говорили, стройка века – Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. О БАМе сегодня рассказывают участники первых отрядов комсомольской стройки.

Сейчас Байкало-Амурская магистраль - одна из наиболее протяженных железнодорожных линий в мире. Она проходит по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии и Якутии, Хабаровского края. Это второй, наряду с Транссибом, железнодорожный выход России к Тихому океану.

А все началось в апреле 1974 года, когда XVII съезд ВЛКСМ объявил БАМ ударной комсомольской стройкой. 27 апреля прямо со съезда в Кремлевском дворце туда отправился первый стройотряд. Началась активная пропагандистская кампания по привлечению молодежи и специалистов на строительство железнодорожной магистрали и связанных с нею объектов.

Не остались в стороне и выборгские комсомольцы. Обычный парень, работавший в Гавриловском карьероуправлении, Виктор УСАЧЕВ вошел в число 15 добровольцев как строитель и секретарь комсомольской организации предприятия.

– 23 апреля в полночь наш поезд отошел от выборгского перрона, никаких митингов не было, – рассказывает Виктор Константинович. – В Москве нас торжественно встретили, выдали стройотрядовскую форму. В Кремлевском Дворце съездов 27 апреля вручили знамя, а мы прокричали три раза: «Клянемся!» 

Вечером отряд имени XVII съезда комсомола в количестве 600 человек прибыл на Ярославский вокзал. Вся Комсомольская площадь была заполнена людьми, после митинга скорый поезд «Сибирь» отошел от перрона. 

– Мы ехали в последнем вагоне, поэтому видели, как удаляется Москва. На каждой остановке в больших городах нас встречали с оркестром. Заезжали на Братскую ГЭС, – рассказывает Усачев. – В Усть-Куте, куда мы приехали, были видны красивые высокие сопки. 3 мая на военных вертолетах МИ-8 нас перевезли на место будущего поселка Звездный. Жили в холодных палатках: печи были без задвижек, пока топятся – тепло, а ночью – холодно, все выстывало. Спали на кроватях, которые сами сколотили из досок. Днем на улице жарко, а утром встаешь – холодный влажный воздух, и болото чавкает под ногами.

Погода в этих местах меняется часто: может дождь пойти, снег выпасть, потом солнце греет. От всего этого я заболел. Несмотря на сухой закон, вечером мне раздобыли кружку водки, заставили выпить, закутали в одеяло, чтобы к утру был здоров…

Сопки высокие, зимой поднимешься на сопку – кругом темнота, только вдалеке огоньки горят, а на глубоком черном небе яркие звезды, здесь такого не увидишь…    

Виктор Константинович рассказывает, что там, где они оказались, и дорог-то не было, только на левой стороне реки Лены город Усть-Кут. На трассе работал мощный трактор, в основном же они орудовали топорами и пилами «Дружба». До осени сделали два километрам дороги.

– В 1975 году пришел первый поезд, эти незабываемые моменты я запечатлел на пленке кинокамеры, которую к тому времени приобрел на заработанные деньги. Правда, каждый раз настраивать ее было непросто: все параметры выставлялись вручную, не то что на современных телефонах. За четырнадцать лет работы, к моменту отъезда в конце 1988 года, я собрал две сумки фото- и кинопленок.

 Молодежь на БАМ съехалась творческая: кто-то рисовал, кто-то писал стихи. Вот и Виктор увлекся: на некоторые из его текстов были написаны песни. Например, «Наш БАМ» на музыку Евгения Егорова.

– Говорили, что если каждый комсомолец нашей большой страны хоть год на БАМе отработает, то магистраль построят быстро. Один наш товарищ отработал год и уехал, так как его девушка ждала. Они встречались еще до его службы в армии (а служили тогда два года), а она за это время вышла замуж. Когда парень из армии вернулся, то взыграли прежние чувства, и девушка к нему вернулась. А он уже путевку на Всесоюзную стройку взял, – вспоминает Усачев. – Сначала девушек среди нас было мало, а потом начали приезжать, и каждую субботу и воскресенье праздновали свадьбы, и каждый раз по десятке отдаешь, а до ближайшего магазина 20 км пешком ходили. Но жили дружно: ребята из Грузии получали посылки с фруктами, сладостями, с чачей, они привозили ящики с почты и отдавали все в общий котел, даже не открывая. Заработок был маленький, часто денег не хватало, вот и выручали друг друга. Мы жили в общежитии № 3, про которое поэт Римма Казакова написала потом стихи.

Виктор Константинович Усачев отработал на всесоюзной комсомольской стройке 14 лет и был удостоен медали «За строительство БАМ».

Ольга КРАСОВА вошла в первый областной отряд «Комсомолец Ленинграда». Она после окончания Сестрорецкого педагогического училища работала воспитателем детского сада в Кондратьево. Тогда там был хороший вокально-инструментальный ансамбль, который и играл на танцах до того, как все музыканты ансамбля отправились на БАМ. В Кондратьево наступила тишина: семеро молодых людей уехали, остались только девушки…

– Срок моей отработки после училища в Кондратьево к тому времени еще не окончился, но я обратилась к командиру областного стройотряда Анатолию Кошкину с просьбой включить в отряд и меня, – вспоминает Ольга Ивановна –Он направил меня в горком комсомола, где я получила путевку. Директор совхоза отпустил меня неохотно, так как молодой специалист должен был отработать 3 года. Дома никому ничего не сказала, собираю маленький чемодан, а мать говорит отцу: «Смотри, наша-то на БАМ собралась!» Он в ответ: «Я сейчас ремень-то сниму! А вообще-то пусть едет… МошкА начнет жрать – через месяц вернется!»

В Смольном мы получили форму, приняли присягу, по всем памятным местам Ленинграда нас провезли… Эшелон «Комсомолец Ленинграда» состоял из 4 отрядов по 50 человек. В течение шести суток на поезде мы доехали до Улан-Уде, оттуда на самолетах малой авиации доставили нас в Старый Уоян. 28 апреля 1975 года в будущий поселок Новый Уоян прибыли первые трудовые отряды «Монолит», «Дзержинец» и «Непоседа».

Сначала мы заготавливали мох на болоте. Лопатами нарезали квадраты, вилами подхватывали их и грузили на борт, а с него на нас текла болотная жижа… 

Но самое тяжелое состояло в том, что не было воды. Водовозка могла сделать только два рейса, и выдавали по ведру на двоих: хочешь мойся, хочешь пей или стирай… Особенно в первое время было трудно. Парни приехали с кудрями всем пришлось наголо побриться, девчонки коротко постриглись.

Стали обживаться, лучше узнали друг друга, устраивали костры дружбы, особенно сблизились с литовскими комсомольцами. А потом нашу бригаду Гусевой из 10 девчонок послали на трассу ставить опалубку под большие трубы проложенной трассы. Мы жили в вагончике на колесах, а вокруг 6 механизированных колонн, где работали одни мужчины. Работали так: сделали 10 км, вагончик потащили дальше. Света и воды в этом жилище, конечно, не было. Хорошо, если стоянка оказывалась возле водоема – проще было умываться.  Но настоящим наказанием для нас оказывался день, когда у мехколонны была получка. Мужское население, накачавшись спиртным, пыталось к нам ломиться. Двери мы, конечно, запирали, но они цепляли наш вагончик к своим машинам и «катали» по округе – развлекались… Чаша терпения переполнилась, когда как-то ночью у вагончика скопилось сразу несколько машин. Мы тогда номера переписали, через окно вылезли, и бежали по лесу 10 км до основного поселка Улюнхан, чтобы руководителям участка обо всем рассказать…

Кончилось все благополучно: хулиганов наказали, подобные случаи больше не повторялись, а девчонок бригады Гусевой прозвали «дикой дивизией».

 Ольга рассказывает, что мечтала тогда научиться играть на гитаре:

– С кондратьевскими ребятами я начала выступать в агитбригаде. Наш творческий руководитель был старше, до этого он выступал в ансамбле Александрова. С его сценариями наша агитбригада стала лауреатом фестиваля Бамовской песни. Выступали по трассе, в Улан-Уде, даже в Москву нас с концертами приглашали. До сих пор встречаемся в Петербурге. Кстати, сын командира нашего отряда находится на СВО. Плетем маскировочные сети, шьем маскхалаты: с декабря по март 15 костюмов «лешего» одна наша бамовка связала…

Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» есть и у бывшего бригадира Надежды АНФИМОВОЙ (тогда Белогуровой):

– Наш отряд приехал из Ленинграда в Улан-Уде. 20 человек там и оставили, чтобы делать костыли для железной дороги. Я в Выборге работала продавцом, а оказалась на непривычной работе, в горячем цехе. Поначалу и руки обжигала, трудно приходилось, но к нам там относились хорошо, научили рабочим премудростям… Уже потом в Уояне работала штукатуром-маляром на щитовых домах, была и сучкорубом, и лесорубом, и поваром – всему научилась. Еду приходилось готовить на улице и в 45-градусный мороз… Позже работа и жизнь наладились. Вышла замуж в сентябре 1976 года.

Помню, когда жили в палатках, к нам медведица с маленьким медвежонком приходила. Утром встали и увидели: на столах все перевернуто, банки со сгущенкой вылизаны. Пришлось для охраны собаку завести…

Жительница поселка Рощино Ольга СЕРГЕЕВА также вышла замуж на БАМе за уроженца Улан-Уде. За два десятилетия работы на всесоюзной стройке награждена медалью «За строительство БАМ». Вспоминает о строительстве туннеля «Восточный» и о горячих источниках, которых много в тех местах. Часто добрым словом поминает своего командира Кошкина.

Дочь Надежды ХОМЯКОВОЙ уроженка и ровесница БАМа, 2 июля ей исполнится 50 лет. Надежда и ее муж работали в Северо-Байкальске, сейчас этот город считается столицей бурятского участка. Жили в больших, построенных ленинградцами домах. С ними соседствовал Герой Социалистического труда Александр Бондарь.

В настоящее время БАМ – это железнодорожная магистраль протяженностью 4 287 км, на которой расположены 280 станций и разъездов, более 2 800 инженерных сооружений, в том числе 4,2 тыс. мостов, несколько тоннелей длиной более километра, крупнейшими из которых являются Северо-Муйский и Байкальский.

До конца нынешнего года предполагается построить еще 1,4 тыс. км дополнительных главных путей, планируется запуск первых маршрутов туристских поездов.

В рамках развития Восточного полигона с 2022 года РЖД начали массово принимать студентов-добровольцев со всей страны по трудовому проекту «БАМ 2.0».

Пелагея ИВАНОВА

Читайте также