Подготовка к детскому саду или школе: инструкция для родителей особых детей
Когда в семье растет ребенок с особенностями развития, вопрос поступления в детский сад или школу становится очень остро. Нельзя просто прийти в первое понравившееся учреждение с документами и ждать зачисления. Родителям приходится пройти как через бюрократические, так и через морально-этические препятствия, и особенно сложно тем, кто сталкивается с этим впервые.
Поступление в школу или садик для особого ребенка требует подготовки длиной в 1-2 года, а также сбора документов, прохождения комиссий и — самое главное — психологической готовности самой семьи.
В центрах для особых детей «Светлый город» ежедневно работают с родителями, которые ищут ответы на многочисленные вопросы по поводу обучения и образования их ребенка. Специалисты центра сегодня готовы поделиться своим опытом со всеми родителями особых детей, которые нуждаются в корректной и своевременной информации.
Детские сады: государственные, частные и коррекционные
Все дошкольные учреждения в России можно условно разделить на три большие категории:
- Обычные государственные сады
Это самые распространенные учреждения, работающие по стандартным общеразвивающим программам. Они принимают детей без официально подтвержденных нарушений развития. Запись в такие сады, как правило, осуществляется через электронную очередь на портале «Госуслуги», по месту прописки. Очередность и наличие мест зависят от района.
- Частные детские сады
Частные сады могут иметь лицензию, а могут работать как развивающие центры без образовательного компонента. Лицензированные учреждения дают детям право официально получать дошкольное образование, что особенно важно при последующем поступлении в школу. Многие из них предлагают группы с разными уклонами: билингвальные группы, уклон в математику, музыку, спорт, экологию и т.д.
В частные сады чаще берут детей с особенностями, но в этом случае родители оплачивают полную стоимость услуг. При наличии лицензии ребенок может числиться в этих учреждениях официально.
Но важно отметить, что в обычные частные сады крайне редко принимают детей с тяжелыми нарушениями. Как правило, могут зачислить ребенка, например, с небольшими нарушениями речи, но при РАС или ТНР, скорее всего, откажут. Со сложными диагнозами родители могут обратиться в специализированные детские сады — как частные, так и государственные.
- Коррекционные сады
Коррекционные учреждения делятся на два основных вида:
- Комбинированные — в таких садах есть как обычные группы, так и специализированные, например, логопедические, для детей с ЗПР (задержкой психического развития), ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и т.д.
- Компенсирующие — здесь все группы специализированные, например, для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата или с задержками психического и речевого развития. Для каждого диагноза — своя группа с нужным уклоном.
И если с частными садами все проще — какой понравился, в такой и отдают ребенка, то для зачисления ребенка в государственный сад родителям нужно пройти ряд формальностей.

Схема поступления в государственный детский сад
Первая сложность, с которой могут столкнуться родители — в государственные учреждения зачисляют только по прописке. То есть, ребенок может пойти в сад, к которому прикреплен адрес места проживания — его можно узнать через «Госуслуги». Родителям необходимо напрямую связаться с представителями сада и написать заявление — это первый шаг. Но специалисты «Светлого города» советуют сначала лично посетить это учреждение — посмотреть, какие там условия, познакомиться со педагогами, воспитателями и руководством.
Если это возможно, желательно собрать отзывы на сад и на конкретных педагогов и воспитателей, с которыми будет взаимодействовать ребенок. Адекватное руководство и хорошие педагоги, отзывчивые, дающие грамотную обратную связь — наиболее важная часть образовательного процесса.
Если что-то не устроит, можно обратиться в другой сад, но там все будет зависеть от наличия свободных мест и от заинтересованности руководства в приеме нового ребенка.
Если сад родителей полностью устраивает, свободные места есть, а руководитель согласен принять ребенка, родители начинают собирать пакет документов. Пакет достаточно внушительный, но что важнее всего — особенный ребенок, в отличие от нормотипичного, должен пройти комиссию ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Это не обычная медицинская комиссия, которую проходит каждый ребенок для зачисления в сад или школу. Это комиссия, которая определяет вид и степень нарушения у ребенка — от нее зависит, какую именно группу он может посещать.
ПМПК определяет вид и вариант обучения, подходящий для ребенка. И только потом родители через «Госуслуги» могут найти сад, который учит по такой программе, и подать заявление.
То есть, алгоритм действий для родителей особенных детей такой:
- Пройти комиссию ПМПК (для нее потребуется собрать пакет документов)
- Определить, в какой сад может пойти ребенок в соответствии с решением ПМПК и адресом проживания — через «Госуслуги»
- Из нескольких садов, которые выпадут в «Госуслугах», выбрать наиболее подходящий по программе, отзывам и т.д.
- Подать заявку через «Госуслуги» и дождаться приглашения из сада
- Собственно, подписать договор и начать посещение сада
Кроме бюрократических вопросов нужно заниматься и непосредственно подготовкой ребенка к государственному детскому саду. Это обязательно, потому что чаще всего при поступлении в такие учреждения ребенок уже должен самостоятельно, как минимум, ходить в туалет и употреблять пищу.
А что насчет частных детских садов?
Как правило, попасть в частный сад для особых детей несложно. Но зависит это от того, какие именно услуги оказывает учреждение. Где-то не берут детей с поведенческими сложностями, а где-то концентрируются только на чем-то одном, например, на логопедии. Родителям нужно просто узнать у представителей сада, зачислят ли их ребенка при наличии конкретного диагноза.
Школа: от подготовки до поступления
Когда приближается школьный возраст, вопросы родителей становятся еще серьезнее. Родителям особых детей не просто важно, а необходимо задуматься о школе за 1,5-2 года до поступления. Если у ребенка есть особенности в поведении, развитии или оформлена инвалидность, с ним нужно начать заниматься как можно раньше. Чем раньше начата подготовка, тем выше шансы на успешную адаптацию и поступление в подходящее учреждение.

Какие бывают школы для детей с особенностями развития
Образовательные учреждения в России подразделяются по видам, в зависимости от категории нарушений развития ребенка. Всего существует 8 видов коррекционных школ:
- Вид 1 — для детей-инвалидов по слуху, слабослышащих и глухих;
- Вид 2 — для детей с частичной потерей слуха или с недоразвитием речи, сохранивших самостоятельную речь;
- Вид 3 — для слепых детей;
- Вид 4 — для детей с остаточным зрением;
- Вид 5 — для детей с тяжелой речевой патологией;
- Вид 6 — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Вид 7 — для детей с задержкой психического развития;
- Вид 8 — для детей с нарушениями интеллекта.
Каждый вид включает несколько вариантов — например, вид 8 включает программы 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 — которые различаются по уровню сложности и адаптации. Чем выше цифра, тем серьезнее форма отклонений у ребенка и, соответственно, ниже академическая нагрузка.
Как правило, родители боятся получить 8 вид, стремясь к более «мягким» вариантам — например, к 7 или хотя бы к 8.1. Это связано как с будущим статусом ребенка, так и с возможностями для более полного обучения.
В какой именно вид школы и класса пойдет ребенок, также решает комиссия ПМПК, к которой готовятся как дети, так и родители. Часто родители просят у логопедов, дефектологов, психологов и воспитателей «Светлого города» заключения, справки и характеристики, которые нужно подготовить на конкретного ребенка — это необходимо для успешного прохождения комиссии. Специалисты оформляют документы и справки, которые, как правило, включают информацию о том, как долго ребенок посещал «Светлый город», что именно он там делал, с какими специалистами занимался и, самое главное, — эти документы описывают уровень развития ребенка, его поведенческие особенности и степень готовности к обучению.
Бюрократия — отдельная сложность: иногда документы не принимают, требуя переоформить их под другие стандарты. В таком случае специалисты выполняют данные требования, потому что от них зависит будущее ребенка. Весь упор делается на то, чтобы ребенок прошел ПМПК с оптимальным для него результатам — чтобы ему дали вид школы, который хотели получить родители, который будет наиболее приемлемым для ребенка и который будет ему по силам — не ниже и не выше.
Здесь важно отметить, что «натаскать» ребенка, чтобы ему назначили программу для более развитых детей, можно, но сможет ли он дальше по ней учиться — большой вопрос. Возможно, он просто ее не «потянет» и будет в списках отстающих, поэтому важно искать баланс.
В рамках инклюзивного образования дети с особенностями могут учиться и в обычных общеобразовательных школах. При этом используются адаптированные образовательные программы (АОП), индивидуальные учебные планы (ИУП), а также ресурсные классы и классы сопровождения.
Ресурсный класс — формат, при котором ребенок часть времени проводит с тьютором в отдельном классе, а часть — вместе с одноклассниками. АОП может включать сокращенную нагрузку, ребенку дают больше времени на выполнение заданий, подключают специальные методы обучения.

Со школой ситуация такая же, как и с садом:
- Нужно пройти комиссию ПМПК (для нее потребуется собрать пакет документов) и определить вид школы и программу для ребенка;
- Определить, в какую школу в соответствии с заключением ПМПК и адресом проживания может ходить ребенок — через «Госуслуги»;
- Посетить школу и познакомиться с педагогами и руководством;
- Подать заявление через «Госуслуги» и дождаться приглашения из школы;
- Подписать договор и начать посещения школы.
Сложности с документами, отказами, непониманием, диагнозами — все это бывает. Но пройти все препятствия возможно, если знать, что делать. А главное — чтобы ребенок не просто пошел в детский сад или школу, но и мог там учиться наравне с другими детьми. Это основная задача каждого родителя особого ребенка.
Текст и фото предоставлены: АНО Центр развития и реабилитации детей Светлый город
erid: 2Vtzquk7ex3
#соцреклама АНО "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ СВЕТЛЫЙ ГОРОД" ИНН 7807290491
Читайте также
-
«Мой бизнес»: форум для предпринимателей Выборга
-
«Госуслуги» запустили новую опцию в разделе «Жизненная ситуация»
-
Чистая вода в Выборге: масштабные планы Ленобласти
-
В Выборге прошло заседание антикоррупционной комиссии
-
Школьники из Выборга и посёлка Советский совершили Поход Памяти
-
«Декабрьские вечера» в Выборге открылись художественной выставкой
