МОНРЕПО НА КАРТЕ МИРА. ЧАСТЬ 1
Для жителей Выборга и гостей нашего города парк Монрепо - уникален и неповторим. И с этим трудно поспорить. Однако выборгский Монрепо - не единственный парк в мире, который носит это название. Сегодня мы расскажем о нескольких “тезках” выборгского парка.
Поэма Л.Г. Николаи “Имение Монрепо в Финляндии” начинается, как известно, словами “Хоть и не в Альбионе иль Женеве / Божок-хранитель умный указал / Мне уголок покоя…” Выделяя Женеву среди прочих городов Швейцарии, Николаи подразумевал два важных для него имени. Некоторое время в Женеве жил Вольтер, а известнейшим среди уроженцев Женевы был Ж.Ж. Руссо. Однако по любопытному совпадению, в Женеве все же имеется свой Монрепо, никак не связанный с выбором “божка-хранителя” из поэмы Николаи. Так называется один из городских парков, разбитый также в XVIII в. на правом берегу Женевского озера. Парк был разбит вокруг виллы, и иногда приходится слышать, что в доме, стоявшем раньше на этом месте, жил Казанова. В наши дни в этом парке размещается лимнологическая станция Женевского университета.
Женевский парк, однако, является не единственным швейцарским Монрепо. Другой парк Монрепо расположен в Лозанне, в юго-восточной части города. Когда-то территория парка была отдана под виноградники, а в середине XVIII в. Авраам Секретан построил здесь особняк. Судьба имения переменилась после того, как оно перешло во владение Филиппа де Жантиса. Будучи страстным поклонником театра, де Жантис построил в Монрепо амфитеатр из древнеримских руин. В этом театре на открытом воздухе в 1785 г. были поставлены несколько пьес Вольтера, жившего в то время в Лозанне.
Сохранилось свидетельство великого английского историка Эдуарда Гиббона, автора двенадцатитомной “Истории упадка и разрушения Римской империи”. Последний том “Истории” Гиббона вышел в 1787 г. в Лозанне, куда он окончательно переселился за пять лет до этого. В своих мемуарах Гиббон писал: “Величайшим благодеянием, которое я получил от пребывания Вольтера в Лозанне, была неожиданная возможность слышать великого поэта декламирующим собственные произведения со сцены. Он собрал компанию дам и господ, некоторые из которых были не лишены таланта. Подходящий театр был найден в загородном имении Монрепо. Костюмы и декорации были изготовлены за счет актеров; автор руководил репетициями по-отечески любовно, с рвением и внимательностью. Две зимы подряд в театре Монрепо ставились трагедии Вольтера “Заира”, “Альзира”, “Зулима”, и сентиментальная комедия “Блудный сын”. Сам же Вольтер представлял на сцене персонажей, более всего соответствующих его возрасту - Лузиньяна, Альвареса, Бенассара, Эвфемона”. (Добавим, что и “История” Гиббона, и пьесы Вольтера были хорошо знакомы баронам Николаи: эти книги в различных изданиях находились в библиотеке имения Монрепо.)
В 1817 г. Монрепо купил разбогатевший коммерсант Винсент Пердонне (1768-1850), занявшийся обустройством в имении английского сада. Здесь были высажены магнолии, кедры, тисы и даже гигантская секвойя, разбиты клумбы и лужайки, построены оранжерея, теплицы и искусственный водопад.
Однако для большинства людей парк Монрепо в Лозанне связан не с историей садов и парков, а с… историей спорта. Дело в том, что именно в лозаннском Монрепо почти полвека, с 1922 г. по 1967 г., находилась штаб-квартира Международного олимпийского комитета (МОК). Основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен в годы Первой мировой войны перенес штаб-квартиру Международного олимпийского комитета из Парижа в Лозанну - на виллу Монрепо. В Монрепо был основан и первый Олимпийский музей. Здесь же, в Монрепо, провел последние годы своей жизни, с 1929 г. по 1937 г., и сам де Кубертен.
После 1967 г. вилла Монрепо стала использоваться для торжественных приемов муниципалитета Лозанны. В нескольких комнатах хранится так называемая “коллекция Бенуа”, собрание старинных гобеленов. Ныне в парке устраивается ежегодный фестиваль “Летняя Лозанна”, во время которого проходят концерты и кинопоказы. Важно отметить, что нынешний облик парка Монрепо, привлекающего к себе большое количество туристов, - это результат занявших несколько лет (с 1998 г. по 2002 г.) реставрационных работ, затронувших и архитектурные памятники, и собственно парковый ландшафт. Так, например, была отреставрирована одна из главных достопримечательностей - неоготическая башня с искусственным водопадом. В парке - помимо впечатляющей растительности и многочисленных удобств для туристов - есть и вольеры для птиц, попугаев ара.
Остается добавить, что в северной части парка Монрепо расположено здание Федерального трибунала, являющееся Верховным судом Швейцарии. Так что правосудие, спортивное и гражданское, в лозаннском Монрепо не отдыхает, а, вопреки названию (“Мой отдых”), трудится во благо общества.
Трудно сказать наверняка, знал ли Людвиг Генрих Николаи об этих двух замечательных парках Монрепо в Швейцарии. Можно предположить, что - да. Некоторые совпадения могут показаться совсем неожиданными: старый Вольтер занимается в лозаннском Монрепо драматургией, как двадцать лет спустя старый Л.Г. Николаи будет писать свои произведения для театра в выборгском Монрепо.
Однако на этом наша “история с географией” не заканчивается. Мы продолжим наш рассказ в следующий раз.
Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”
Читайте также
-
Президент РФ установил единовременные выплаты в честь Дня Победы
-
В пятницу в правительстве Ленобласти будут обсуждать веерные отключения в СНТ
-
В этом году баха «Россия – Северный Лес» пройдет на новой трассе
-
Потому что без воды…
-
С 1 марта нелегальных гидов начнут штрафовать
-
Выборг принимает фигуристов Северо-Запада России