Выборгское русское общество взаимопомощи. Как это было раньше

Выборгское русское общество взаимопомощи. Как это было раньше
1247
Старая аптека. Выборг

Выборг в начале XX века — это город, в котором успешно сосуществовали как люди разных национальностей, так и различные благотворительные общества. Сегодня мы хотим рассказать о Выборгском русском обществе взаимопомощи.

Духовное единение и материальная взаимопомощь

Интересной чертой этого общества было то, что оно образовалось как бы само собой, не по директиве сверху или определенному плану. Все началось с того, что в 1905 году в народной школе имени графини Гейден стали проводиться собрания граждан, желающих иметь представителей интересов русских жителей Финляндии в Государственной Думе. Как пишет об этом современник: «Собрание тогда в Гейденовской школе было настолько многочисленно (около 400 человек), настолько разнообразно по своему составу –тут были и духовные лица, и учителя, и купечество со своими служащими, всякого рода ремесленники, рабочие, – что оно само по себе внушало мысль o духовной и материальной мощи собравшейся массы, в случае объединения ее хотя бы на основе взаимопомощи».

Этот современник и активный участник происходящих событий – Николай Петрович Никольский, священник, бывший душой очень многих благотворительных дел в Выборге. Обширный опыт решения хозяйственных и финансовых вопросов позволил именно ему в 1906 году стать во главе только что сформированного общества взаимопомощи и обрести возможность реализовать свои представления об идеальной благотворительной организации: «Устройте у себя общество, в котором бы младший нашел совет у старшего, слабый и беспомощный нашел защиту и поддержку у сильного, общество русское, в котором вы соединились бы, как единокровные братья, но такое вместе с тем, которое не помешало бы вам оставаться и людьми православными».

Созданное в итоге Выборгское русское общество взаимопомощи ставило своей целью «и духовное единение русского населения в Выборге и его ближайших окрестностей, и материальную взаимопомощь среди него». Этим оно выделяется на фоне прочих, которые в основном стремились удовлетворить материальные потребности бедного населения и (по крайней мере явно) не заявляли о своем желании избавить подопечных от духовного одиночества: «Главная задача общества в том, чтобы ни один русский обыватель не чувствовал себя здесь духовно-одиноким и не оставался беспомощным в крайней нужде».

Опекаемой обществом социальной прослойкой было в основном «разбросанное по окраинам города русское рабочее население». Однако в него мог вступить любой человек, независимо от нации, пола и вероисповедания, единственное ограничение налагалось по возрасту – не младше 16 лет.

В 1913 году членами комитета общества числились протоиерей Н.П. Никольский, диакон М.П. Парвицкий (казначей), Н.М. Казанский (секретарь). Среди прочих известных людей можно упомянуть состоявшего и в других благотворительных обществах О.Н. Ивановского, купца И.Т. Акимова и М.Ф. Алмазова (предположительно учителя).

Главными видами вспомоществования от общества были денежные пособия и бесплатная врачебная помощь (очень ценная «опция»!). Комитет приобрел у Выборгского приходского попечительского комитета дом в Коликомяках, где приглашенный врач осматривал всех, кто пожелал обратиться к нему. Врача привозил в Коликомяки специально нанятый для этой цели извозчик – в год ему выплачивалось 115 марок. Лекарства для пациентов также оплачивались за счет общества. Прием больных велся и во втором нанятом для этой цели доме «на Выборгском форштадте».

Достойно уважения, что труд врачей по лечению рабочего сословия был абсолютно бесплатным. Фамилии врачей можно узнать из отчета о денежных суммах и деятельности общества за 1913 год: «По примеру предшествовавших лет прием больных производился в двух противоположных пригородах: в Коликомяках, по Хирвикату № 25, врачом М.М. Карпинским и на Выборгском форштадте в принадлежащем военному ведомству здании близ гарнизонной церкви врачом П.П. Новиковым. Обоим врачам, трудившимся безвозмездно, Общество приносит глубокую благодарность».

В воспоминаниях дочери М.М. Карпинского Ирины Михайловны также есть описания самоотверженной деятельности ее отца, например: «На окраинах города жило много солдаток (солдатских жен и вдов) с детьми, они очень бедствовали… отец лечил их даром и давал еще деньги на лекарство. И часто рассказывал о их бедственном положении».

Хорошее подспорье в горькой нужде

Общество всячески стремилось расширять свою деятельность. Например, при нем открылось общество трезвости, ставящее перед собой довольно трудновыполнимую задачу – уберечь рабочих от пьянства. За год всего 23 человека высказали желание стать на стезю трезвой жизни.

Существовала четкая система членских взносов. Взнос низшего порядка составлял, в пересчете на российские деньги, около 5-6 копеек. Если учесть, что в то время средняя зарплата рабочего насчитывала от 8 до 15 рублей, а стоимость стопки водки в трактире составляла как раз около 5 копеек, то величина взноса представляется вполне приемлемой.

Дела общества шли неплохо, и в 1915 году оно смогло даже немного увеличить пособия своим подопечным; например, некоторые из них получали до 10 марок в месяц – «хорошее подспорье в горькой нужде». В числе других заслуживающих внимания добрых дел было учреждение похоронной кассы, сбор средств для помощи пострадавшим от неурожая и вспомоществование семьям участников войны.

Доходы общества строились не только на взносах. Для добывания средств устраивались, как сказали бы сегодня, массовые мероприятия, и шла в ход сдача в аренду даже такой прозаической вещи, как стулья (таким путем общество выручило 14 марок, столько же – за продажу значков и еще 19 марок – за продажу книжек со своим уставом). За сдачу внаем квартир в доме, принадлежащем обществу, поступило 88 марок. Литературно-музыкальный вечер и устройство рождественской елки принесли 37 марок. От людей, давших обещание соблюдать трезвость, также поступили пожертвования, суммарно на 17 марок.

В пункте 8 устава общество предусмотрело меры на случай того, если кто-либо из его членов вознамерится не платить ежемесячных взносов: «Член Общества, не уплативший членского взноса в течение 2 месяцев, лишается права на пользование медицинским пособием от Общества; не уплативший членского взноса в течение 6 месяцев – исключается совсем из Общества. Денежные пособия выдаются члену, пробывшему в Обществе не менее года».

Общество исправно выдавало нуждающимся пособия, которые могли быть как постоянными, так и единовременными; и, как указывал пункт 31 устава, «…имеется в виду исключительно несчастное положение человека, а не то, к какому разряду относится нуждающийся в помощи». Было только одно исключение – пособия не выдавались тем рабочим, кто лишился постоянного дохода из-за нетрезвого образа жизни. Строгое отношение комитета в этом плане смягчалось оговоркой, что семьям подобных личностей необходимое вспомоществование все же может быть предоставлено.

Для понимания того, как расходовались деньги общества, исключительно полезен его отчет, суммы в котором приведены в финских марках. Выделим несколько основных статей расходов:

 1) постоянные пособия

2) лекарства для пациентов М.М. Карпинского и П.П. Новикова;

3) траты, связанные с недвижимостью общества;

4) почтовые издержки и вознаграждение служителям при обществе.

Итого расходы вылились в 1913 году в сумму 1907 марок, и если знать, что его доходы в том же году составили примерно 2000 марок, то станет ясно, что потрачено на нуждающихся было почти все, и работа в обществе не давала его основателям каких-либо материальных выгод.

Итак, Выборгское русское общество взаимопомощи имело довольно типичные для своего времени задачи и структуру и действовало очень успешно. Оно просуществовало до 1935 года, продолжая работать уже в финском Viipuri, хотя его глава Н.П. Никольский был в 1916 году переведен в Курск. Отрадно также заключить, что заявленная в уставе общества духовная помощь, несомненно, имела место: «…бывали случаи, что Комитет Общества указывал работу крайне нуждающимся в ней, давал своим членам аттестации для поступления на место, всячески поддерживал духовно тех слабовольных лиц, которые не имели в себе силы бороться с одолевающим их пороком пьянства».

Мария ЛАНДА

P.S.  Автор выражает благодарность за помощь в подготовке этой статьи сотрудникам Ленинградского областного государственного архива в Выборге и отделу краеведения библиотеки Алвара Аалто за помощь в подготовке этой статьи.

Об авторе. Мария Ланда - студентка факультета истории и социальных наук Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Она активно занимается историей благотворительных обществ, существовавших в истории Выборга. Марии можно написать на почту catroma@yandex.ru

Читайте также