Выборгский совет ветеранов пригласил на встречу матерей и вдов воинов-интернационалистов

Выборгский совет ветеранов пригласил на встречу матерей и вдов воинов-интернационалистов
2505
Их горе общее, и у каждого-своё...

Участие во встрече приняли ветераны боевых действий депутаты Владимир ОСТАПЧУК и Игорь ДЕМКИН.

Участник боевых действий в Афганистане, награжденный орденом Красной звезды, Николай ТРАЧ возглавляет первичную организацию «Боевого братства» в Глебычево. Она состоит из 155 военнослужащих, находящихся в запасе. Они поддерживают матерей и вдов своих боевых товарищей, проживающих на этой территории, помогают им.

Наш корреспондент побеседовал с некоторыми из тридцати женщин, которые пришли в этот день в совет ветеранов.

Вдова воина-интернационалиста Сергея Мельникова, погибшего в Афганистане, Зоя Васильевна МЕЛЬНИКОВА:

Это случилось 1 августа 1987 года, когда борт возвращался с задания, и в него попала ракета моджахедов. Сергей погиб, бортрадист и командир были ранены. Мужу было тогда 33 года. Он приезжал в отпуск, когда младшему сыну исполнился год, а через два месяца Сергей погиб.

Самые теплые воспоминания остались у меня о нем. Мы переехали в Глебычево в 1976 году, жили там 12 лет в военном городке. Муж служил в вертолетной части. Первый раз был в Афганистане в 1982-83 годах, а второй раз - в 1986-м. Я не могла сдержать слез при прощании, как будто чувствовала, что он уезжает навсегда… Тяжело было одной поднимать детей, хорошо, что ребята из эскадрильи и глебычевского полка помогали. До сих пор мы и на кладбище вместе ездим, хотя уже более 30 лет прошло…

Вдова Александра Щеняева Марина Владимировна ЩЕНЯЕВА:

- Мой муж погиб перед выводом войск из Афганистана в 1989 году под Ханабадом. Он был борттехником вертолета в отряде разведки. Тогда два борта вылетели выяснить ситуацию на границе, это был их шестой вылет за день. Ракета противника попала в отделение вертолета, где находились штурман, мой муж - борттехник и 4 человека, обслуживающих спецтехнику прослушивания. Вертолет загорелся и взорвался в воздухе, но командир успел выпрыгнуть с парашютом на территорию, где находилась банда. Командир сопровождающего вертолета Валерий ПОПКОВ под обстрелом сумел спасти командира…

Это случилось на Крещение 19 января, а 15 февраля состоялся вывод войск. Я долго не верила в случившееся, потому что останки передали нам после долгих переговоров: цинковые гробы поменяли на пленных моджахедов, и каждая из вдов вывозила свой гроб на родину...

Мой муж окончил выборгское училище гражданской авиации, мы с ним познакомились в 1982 году, а я тогда жила в 82-й квартире, мы по этому поводу всегда шутили. Поженились и после распределения уехали сначала в Гомель, где он работал в аэропорту. Но Саша всегда хотел летать. Прошел военную комиссию, и одним из последних гражданских летчиков ушел в военную авиацию.

В Афганистане был с 1986 по 89 год: три недели командировка и неделя дома. Сначала летали из Магадана, потом из Ашхабада, а последним местом службы был Душанбе.

Самое горькое - когда вся эскадрилья вертолетов низко летела над Душанбе, чтобы все видели, что мы возвращаемся, мне встречать было некого…

Нашей дочери сейчас 35 лет, внука, как деда, зовут Александром.

Позже, но тоже на Крещение, потеряла сына и Надежда Александровна НОВИКОВА:

- Сыночек мой Алексей Владимирович Морозов в 18 лет пошел в армию, попал в миротворческие войска в Каменке в декабре 1993 года, а погиб в январе 1995 года в Грозном.

О том, как это случилось, мне рассказал Владимир Семенов, который шел рядом с сыном замыкающим колонны. Когда Леша упал - проникающее ранение оказалось смертельным - Владимир думал, что тот живой, и нес его на руках к санитарной машине…

Привезли два цинковых гроба: его и Окунева из Цвелодубова, похоронили их, рядовых срочной службы, 7 февраля. Мне ещё его часы передали, которые были на руке.

Сын не знал, что едет в Чечню, якобы послали за аппаратурой в Абхазию. 11 декабря их погрузили и отправили, письма писать не разрешили, и я не знала, где он, только молилась…

Он окончил 214 училище, строителем был, и большую часть службы работал бригадиром по ремонту в санатории, а потом попросился в часть…

Это страшно было. Я ходила, голову опустив, боялась здороваться, чтобы не спрашивали о сыне. Рота солдат идет – у меня слезы градом, даже сейчас. Говорят, с годами лечится – нет, ничего не лечится. Хожу в церковь, обращаюсь с молитвой к Богоматери…

Сын Валентины Анатольевны СЕРЕБРЯКОВОЙ погиб 30 ноября 1999 года, в начале второй чеченской кампании. Алексея Серебрякова отправили в Дагестан 17 сентября, а спустя два месяца его не стало.

- Мы знали, что в Каменке, где он служил, идет отправка. Они уходили по контракту, всем взводом подписывали документ. Сын позвонил домой, сказал, что есть какие-то дела, приедет попозднее.

Но на сердце было неспокойно. От знакомой из воинской части я узнала, что в данный момент сын находится на погрузке в Кирилловском, и утром будет отправка. Это было 16 числа, а 17-го мы отправились в Кирилловское…

 Он с детства дружил только с девочками, никаких нареканий никогда на него не было. Спокойный уравновешенный мальчик…

Муж Светланы Валентиновны СОЛДАТЕНКО Владимир Григорьевич служил в части 95109 и был прикомандирован к части, дислоцированной в Калининградском Балтийске. Погиб в Чечне 25 мая 1995 года.

- Мы родом из Белоруссии, приехали в Выборг в 1991 году, когда дочке было 10 месяцев, а в 1992 году сын родился.

Когда Володя погиб, было очень тяжело, даже вспоминать не хочу. Прослужила в той же военной части мужа 15 лет с 1995 года, потом ушла в ФМС, а сейчас работаю старшим инспектором в группе по исполнению административного законодательства. Сейчас детям почти по 30 лет: дочь работает в банке, а сын тоже военнослужащий.

До сих пор, несмотря на то, что прошло 25 лет, у нас папа как будто куда-то уехал и скоро вернется, он очень любил детей … Мне кажется, что таких больше нет…

В Выборге торжества в День памяти погибших за пределами Отечества начнутся 15 февраля в 11 часов в реконструированном Сквере Мужества.

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также