«Смелое» кино с отсылом к фон Триеру

«Смелое» кино с отсылом к фон Триеру
535
Вячеслав Березовский, скорее всего, не ожидал, что его картина получит приз

На недавно завершившимся 33 кинофестивале «Окно в Европу» жюри один из спецпризов присудило фильму Вячеслава БЕРЕЗОВСКОГО «Делириум», пояснив свой выбор формулировкой «За смелость». Хотя, пожалуй, никто бы не удивился, если бы ленте дали приз за провокационность.

Сюжет повествует о талантливом хореографе Агнесе (интересная, хотя и довольно неожиданная работа актрисы Анжелики НЕВОЛИНОЙ), переживающей явный творческий кризис. Все её успехи в прошлом, но женщина уверена, что способна поставить спектакль, способный вызвать фурор и у публики, и у критиков. Однако такую возможность ей не предоставляют, потому приходится заниматься преподаванием в давно надоевшем училище, выслушивать жёсткую критику от матери (великолепная игра Ёлы САНЬКО!) и представлять, какой потрясающей могла бы быть новая постановка, навеянная картинами Босха.

Единственный человек, который понимает и искренне любит Агнесу – её сын (Риналь МУХАМЕТОВ). Неудачи последних лет едва не доводят преподавателя до панических атак. Видимо, чтобы этого действительно не произошло, хореограф периодически ложится в постель то к старому коллеге-приятелю, то к молодому, вероятно, непостоянному, любовнику. Когда, казалось бы, появляется шанс на спектакль, героиня совершает трудно объяснимый поступок – отправляется за город с несколькими своими студентами и там то ли предаётся оргии, то ли становится жертвой группового изнасилования. Что это было, понять из повествования сложно, во всяком случае,  женщина не подаёт заявление в полицию. Зато студенты делятся своими впечатлениями, которые доходят до руководства училища. В результате – скандал, потеря работы, о постановке смешно и говорить, родная мать едва ли не проклинает дочь, любовник спешит закрыть дверь перед  Агнесой, пришедшей, очевидно, за моральной, а, возможно, и физической поддержкой.

Сын тоже потрясён, но не отворачивается от матери, которая тяжело переносит известие, что у её отпрыска есть любимая девушка. Почему мама неоднозначно восприняла этот, казалось бы, вполне естественный факт, можно только предполагать.

На представлении картины Вячеслав Березовский заметил, что пытался отразить на экране процесс понимания некоторых вещей, которые могут произойти с родителями, а сам фильм соткан из реалистичных и нереалистичных эпизодов.

– Нужно быть внимательными к родителям, понимать их, говорить с ними, поддерживать их, – сказал режиссёр. Также он не скрыл сильнейшего влияния на своё творчество Ларса фон Триера, более того, назвал его своим кинобогом. Перекличка (порой слишком явная) с некоторыми произведениями датского кинематографиста заметна, например, с «Антихристом» или «Нимфоманкой». В то же время создаётся впечатление недосказанности, недопонятости. Может быть, это рыхлость сценария, написанного режиссёром, или его тонкий постановочный ход. Не исключено, однако, что во время монтажа какие-то сцены, показавшиеся слишком вызывающими, не попали в окончательный вариант. Эротические же эпизоды, вошедшие в фильм, современную публику вряд ли потрясут. Анжелика Неволина на премьере говорила, что впервые увидела то, что получилось, и ей понравились все сцены картины. Но почему-то кажется, что маститая актриса просто решила искренне поддержать 33-летнего режиссёра.

Путь к зрителю (пока только фестивальному) у картины был долгий, если учесть, что съёмки начались в 2016 году. Сам постановщик, получая приз на церемонии закрытия кинофестиваля, пошутил, что это для него полный делириум (специфическое психическое расстройство).   

Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также