Кому не угодили старинные камни на главной улице Выборга
Близится к завершению ремонт главной улицы исторического поселения Выборг. Чтобы новенькая гранитная плитка красиво легла на тротуары Крепостной улицы, подрядчики выкорчевали и распилили бортовые камни, лежавшие здесь со времён Российской империи.
Обращение к администрации Выборгского района с семью сотнями подписей, письмо в областной Комитет по сохранению культурного наследия и другие инстанции желаемого результата не принесли. Приговор старинным бордюрам заложен в самом законе: дорожное покрытие не является предметом охраны и, фактически, может быть заменено на любое по желанию районной администрации.
Как сообщалось в письме за подписью заместителя Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области Галины ЛАЗАРЕВОЙ, «комитет … согласовал возможность проведения работ по ремонту брусчатого покрытия и устройству тротуаров из гранитной плитки по улице Крепостной, в связи с тем, что данные работы не влекут за собой изменение предмета охраны исторического наследия».
Председатель комитета дорожного хозяйства, транспорта, связи и капитального строительства Сергей ПЕТРОВ информировал общественность, что работы производятся в соответствии с законом, а сбор градостроительного совета по этому поводу не предусмотрен. Главный архитектор Выборга от интервью уклонился, уйдя в отпуск за свой счёт.
Ремонтные работы начались в конце апреля, и пока шла переписка, работники подрядчика ООО «Мега-Строй» успели выкорчевать и безвозвратно обкорнать старинные камни по обеим сторонам Крепостной от улицы Пионерской до площади Старой Ратуши. При этом тротуары появились и на самой площади между домом № 1 и зданием Гауптвахты, хотя на исторических документах никаких тротуаров там никогда не было.
Широкие бортовые камни (технически – бордюры) – отличительная особенность улиц Старого Выборга. В среднем их ширина составляет около полуметра. Наверное, любой, кто приезжает в Выборг, обращает внимание на эту, характерную для города черту.
Как объяснили озабоченным жителям Крепостной исполнители злополучного ремонта, цель распила самая что ни на есть благородная. Края старинных камней недостаточно ровные, чтобы обеспечить идеальное прилегание новенькой гранитной плитки, поэтому придется делать цементные швы, а это – некрасиво! Поэтому нельзя сохранить, надо пилить. К тому же, и закон позволяет.
Возникает впечатление, что можно было сделать так и никак иначе. Между тем, это не первый случай ремонта дорожного покрытия на улицах Старого Выборга. На других объектах другие подрядчики решали проблему, сохраняя вековые бордюры и обеспечивая прилегание способами, близкими к тем, которые использовали их коллеги, как минимум, более ста лет назад. Достойные примеры можно наблюдать на участке Крепостной у Соборной площади и на улице Подгорной. Здесь всё сделано по уму и, как теперь говорят, аутентично.
Чего не скажешь о вновь «облагороженном» участке Крепостной: ровненькая плиточка выглядит как пластиковые плинтусы, прилепленные к старинному паркету. Есть ещё один нюанс: «евроремонт» тротуаров Крепостной, главной улицы Старого Выборга, лишний раз подчеркивает её бедственное состояние. С одной стороны – кастрированные бортовые камни, а с другой дома, вопиющие о ремонте.
Многие дома на Крепостной не просто потрёпаны временем, но уже давно требуют ремонта. Экзотично, если не сказать смехотворно, выглядит новая тротуарная плитка вдоль ожидающего капремонта дома № 22 – бывшего Губернского собрания. Сквозь предохранительную сетку, закрывающую стену фасада, каждую весну с наступлением тепла пробивается зелёная поросль, зато внизу – новая плитка, которая не только диссонирует с общей разрухой, но вряд ли выстоит во время запланированного ремонта. Но это уже нюансы…
Многие считают, что за последний десяток лет Выборг стал более ухоженным. Да, в городе отреставрированы несколько объектов культурного наследия. Слава небесам, нашли новых владельцев Гранитный дворец и бывший Штаб Гвардейского корпуса, и можно ожидать их возвращения в архитектурное ожерелье Выборга. Но до сих пор зияют пустыми глазницами чудом уцелевшие стены дома Говинга, экскурсоводы водят любителей заброшек в квартал Солберга, а о реставрации уникального особняка Сергеева на проспекте Ленина, бывшей Торккельской, не вспоминают.
Пожалуй, в полном порядке на Крепостной лишь несколько зданий. Среди них недавно отреставрированный объект культурного наследия дом № 2 – бывшее здание Старой ратуши, позднее выборгский краеведческий музей, ныне многоквартирный дом, окна которого выходят на Замок и памятник Торккелю Кнутссону. Председатель комитета по культурному наследию Ленобласти Владимир ЦОЙ в прошлом году представил журналистам реставрацию Старой ратуши как удачный пример совместной работы комитета и Фонда капремонта. Жаль, что было решено отказаться от восстановления лепной надписи на портале бывшего музея. Но в целом произведенные работы впечатляют: и фасадные, и на лестничных пролётах, и во внутреннем дворике дома.
Пример великолепной реставрации, точнее полного восстановления, – дом № 24, так называемый дом Lehtavaara на углу Крепостной и Пионерской. Работы выполнены на средства частного инвестора и не вызывают ни малейших нареканий – добротно, качественно выполнено, соответствует историческим параметрам.
Аутентичность Выборга как средневекового города, о котором постоянно твердят туристам рекламные проспекты, балансирует на грани. С одной стороны – архитектурные объекты, дома, которым вернули близкий к первоначальному вид. С другой стороны, аутентичность в мелочах, о которых часто предпочитают забывать, в том числе, в таких «приземленных», как старинные бортовые камни. Осенью позапрошлого года сняли булыжник и положили асфальт на участке Красноармейской улицы также в черте исторического поселения. Говорят, что этот булыжник хранится где-то на складах городского комбината благоустройства. И то хорошо, потому что камням на Крепостной так не повезло: за каких-то два месяца их практически уничтожили.
Злополучный ремонт Крепостной вызывает много вопросов. Почему не был использован положительный опыт других организаций, выполняющих аналогичные работы на улицах города? Почему не было обсуждения на Градостроительном совете? Почему, наконец, в таких важных вопросах отсутствует общение с общественностью?
Кстати, к концу ремонта исполнители пришли к тому, с чего начали. Заделывать швы цементным раствором всё же пришлось. Только не между бортовыми камнями и новодельной плиткой, а между самими бордюрами. И получилось… Ну уж как получилось. Снявши голову, как говорится, по волосам не плачут.
Крепостная оказалась частным вопросом, который высветил общую проблему. Пока исторические мостовые не будут внесены в предмет охраны исторических поселений, каковым является Старый Выборг, разрешено делать с ними всё, что угодно, хоть в асфальт закатывать. И по закону исполнители будут правы. Можно, конечно, взывать к сохранению аутентичности единственного в России средневекового города. Можно, наконец, говорить о любви к отеческим камням, учитывая, что Выборг стал русским городом много ранее 1944 года, значит, и бордюры, родные, скрепные. В данном случае – всё мимо. Но если поезд с Крепостной уже ушёл, можно ли защитить остальные мостовые Выборга?
Ольга РОГОЗИНА
Читать все статьи автора Ольга Рогозина
Читайте также
-
«Ёлка желаний» начинает исполнять мечты
-
Выборгская команда вернулась с творческого конкурса с главным призом
-
В петербургском суде зарегистрировано уголовное дело о коррупции в Ленобласти
-
Талант из Выборга: лучшая икона конкурса
-
«Декабрьские вечера» продолжаются
-
Комитет по транспорту рекомендует иметь с собой наличку
