Когда-то в Выборге была синагога, Центр еврейского единства, и даже свой театр…

Когда-то в Выборге была синагога, Центр еврейского единства, и даже свой театр…
1819
В этом доме когда-то была сосредоточена жизнь общины

Наш город принято считать средоточием четырех культур: шведской, финской, немецкой и русской. О еврейской странице в его истории известно меньше. Именно ней на днях шла речь в библиотеке Алвара Аалто.

Известный знаток прошлого и настоящего нашего города, сотрудник Межпоселенческой библиотеки Денис ТЕСЕЛКИН сразу признался, что информации о жизни евреев в Выборге очень мало, но то, что краеведам удалось найти в литературных источниках или перевести с финского или шведского языка, представляет определенный интерес.   

Как рассказывает краевед, изначально в Финляндии разрешалось селиться только евреям, несущим воинскую службу. Создавая семьи, они привозили сюда девушек из других регионов, таким образом, община разрасталась. А вот в 1814 году в Выборге был зарегистрирован первый еврей, родившийся здесь. Примечательно, что согласно законам того времени, представителям этой национальности было разрешено селиться только за городом, а в то время площадь Красного колодца центром не считалась, поэтому здесь  образовался своеобразный еврейский квартал. (Когда Выборг разросся за счет предместий Папула, Панцерлакс, Репола и пр., его центр несколько сместился) Площадь Красного колодца стала со временем  считаться торговой, потому что большинство живших  возле нее  выборжцев постоянно что-то продавали. Кстати, самый известный еврейский торговец впоследствии открыл в нашем городе шляпную фабрику. Которая со временем стала лучшей в Финляндии. Интересно, что именно на ней трудилась мастерица, разработавшая фуражку для маршала Маннергейма.     

Естественно, в Выборге появилась и синагога. Первая находилась в деревянном доме неподалеку от площади Красного колодца. А когда здание перестало вмещать всех желающих, началось возведение новой синагоги. О том, что она размещалась в районе нынешней Первомайской улицы, говорят оставшиеся с тех пор бетонные тумбы и шестиугольная плита. Кстати, проект здания был разработан архитектором Бруно Солбергом (братом известного промышленника, чье имя носит один из кварталов Выборга).

- Совсем недавно мы с активистами из региональной еврейской национально-культурной автономии Ленинградской области «ЛОРЕНКА» под председательством нашего земляка Евгения ЛЕГАТОВА осмотрели это место. По сохранившимся чертежам узнали, как выглядело здание и попытались представить себе, как раввин читал в нем проповеди, - добавляет Денис Теселкин.  

В разное время к представителям этой национальности относились по-разному, увы, не всегда  уважительно - в 1888 году евреев массово депортировали из Финляндии. В списки тех, кто должен был покинуть Выборг попал фотограф, который в свое время был приближенным к русскому царю Александру III. Он даже подарил монарху альбом с фотографиями, где запечатлел путешествие императорской семьи из Петербурга в Лаппеенранту и Иматру. Фотограф, который очень не хотел покидать Выборг, подал  властям прошение, и после  некоторых обсуждений его семье разрешили остаться. Позже в нашем городе появился просветитель Александр Якобсон, который  вел разъяснительную работу, старался донести до местного населения достоверную информацию о евреях и развеять все опасения и настороженность рядовых жителей. А в 1918 году Финляндия гарантировала евреям своей страны все гражданские права.           

В нашем городе существовал когда-то даже своего рода Центр единства выборгских евреев (сегодня это дом № 23 по Крепостной улице, напротив всеми любимого трамвайчика). Открытие центра стало большим событием в 1918 году, на которое съехались все еврейские семьи Финляндии. Примечательно, что Денису Теселкину удалось найти некоторые интересные факты об этом центре. Вот, например, воспоминания горожанина: «У нас были все возможности участвовать в жизни города, был приход, молодежный и спортивный клуб, патрульная служба, женская организация, большая библиотека и еврейский театр. Я был секретарем молодежной организации, все протоколы велись на идиш. Мы взаимодействовали с еврейскими организациями Хельсинки и Турку». В этом же центре отмечали праздники и свадьбы, проводили собрания.

В завершение в библиотеке заведующая отделом краеведения Ольга АСМАЛОВСКАЯ поблагодарила Дениса Теселкина и Евгения Легатова за предоставленную возможность читателям библиотеки открыть для себя еще одну страницу в истории нашего города. Евгений в свою очередь пообещал помочь с переводом на русский язык шведского издания, в котором содержится самая полная информация о евреях, живших в Выборге, и выразил надежду на то, что первый же экземпляр пополнит фонды библиотеки Алвара Аалто.

- С Евгением мы познакомились в стенах библиотеки в те времена, когда он только создавал общественную организацию «Еврейское молодежное единство «Хаим», - говорит Денис Теселкин. - Поскольку, на первый взгляд, материалов по этой теме практически не было, мне было интересно их найти, в том числе и в финских источниках. Убежден, что такая работа обогащает, ведь, разыскивая что-то одно, находишь ответы на многие другие вопросы. Надеюсь, что наше сотрудничество с Евгением взаимно нас обогатило.

Как оказалось, большое влияние на деятельность Дениса Теселкина оказал известный выборгский краевед, историк и переводчик, добрый друг нашей газеты Михаил Костоломов, - они вместе преподавали в институте и изучали историю Выборга.  

- Михаил Николаевич открыл мне еврейскую страницу истории нашего города, ему эта тема была очень интересна, он ее исследовал, находил материалы, публиковал их, - рассказывает Денис. – Именно он показал мне место, где находилась синагога, хотя еще не было никаких материалов об этом. Он для меня наставник, ставший проводником культуры и истории Выборга в моей жизни. Я горжусь, что мне посчастливилось жить с ним в одно время.  

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также