Литературное наследие: Борис Левин

Литературное наследие: Борис Левин
1018
Борис Левин. Фото Ильи Ильфа. Источник фото: ru.wikipedia.org

На днях сорок дней с кончины нашего постоянного автора – краеведа и военного историка Мирхата Мусина. Сегодня мы публикуем его последнюю статью, написанную для нашей газеты. Публикация подготовлена благодаря усилиям друзей Мирхата Мидхатовича и посвящена Борису Левину – одному из военкоров Советско-финляндской войны. Напомним, что судьба военных журналистов, участвовавших в Зимней кампании, занимала одно из ведущих мест в творчестве Мирхата Мусина

Бориса Левина с полным основанием можно считать типичным представителем своего поколения. Он родился в 1898 году в белорусском селе Загородино. Когда началась Первая мировая война, сбежал из дома на фронт. С образованием Красной Армии вступает в нее – начинается кочевая жизнь военного человека.

За свою не слишком долгую жизнь Борис успел и повидать, и сделать немало. Воевал на фронтах Гражданской войны – на Дону, на Кубани, под Астраханью, в Закавказье и в Крыму. Был красноармейцем, политработником, комиссаром полка, членом трибунала Петроградского военного округа. Воевал на Дону, участвовал во взятии Царицына. В составе Таманской кавалерийской бригады вошел в Баку, сражался на Астраханском фронте под руководством Сергея Кирова. Затем был Западный фронт, пески Средней Азии…

Писательница Анна Караваева вспоминала, что бывший дивизионный комиссар Борис Левин мог рассказать много интересного, но редко рассказывал о себе. А ведь не раз глядел в глаза смерти и спасался благодаря собственной храбрости и выручке товарищей. Так, однажды он был схвачен восставшими кулаками, от неминуемой смерти его спасла хозяйка избы, где он квартировал. В другом случае комиссара Левина контузило. Он упал с лошади и был засыпан землей от взрыва снаряда. Бориса уже сочли погибшим, но красноармейцы, уважавшие своего комиссара, откопали его и спасли от верной смерти. Левин не был оратором, но умел душевно разговаривать с бойцами – за совместным чтением и обсуждением газет, у костра, в теплушке, во время утомительных конных переходов, и его любили.

Однажды, приехав по командировке «Правды» на одно из крупных предприятий, Борис Левин наблюдал за земляными работами на месте будущих корпусов. Рабочие принесли ему выкопанную заплесневелую красноармейскую буденовку. «Мне показалось, – рассказывал потом Левин – что это мой шлем нашли, что это мое тело лежит в земле».

После окончания Гражданской войны Левин работает в качестве журналиста, начинает пробовать свои силы и как писатель. В течение пяти лет он трудится в «Известиях», затем становится литературным сотрудником «Правды». Новая должность – ответственный секретарь и заведующий литчастью журнала «Чудак». На это же время приходится сотрудничество с юмористическими журналами «Красный перец», «Крокодил». Литературная работа не мешает Левину закончить физмат МГУ.

В 1934 году он пишет: «Лучший материал для очеркиста тот, который он приобрел не как созерцатель с блокнотом в руках, а как активный участник происходящего». И этому своему принципу Левин следовал всегда. В 1931 году вышла в свет его первая книга «Жили два товарища», в скором времени в журнале «Красная новь» печатается с продолжением роман «Юноши», герои которого живут в Москве в начале 30-х, но большое место отводится изображению провинциального городка в дни Октябрьской революции – это то, что автор хорошо знал и помнил. В этом городке прошла его юность, отсюда он отправился в большую жизнь. Этот путь проходят многие, юность – это пора, когда человеку кажется, что в нем заложен огромный потенциал и именно ему дано свершить то, что до него не удавалось еще никому. Кто из нас в юности не мечтал о том, чтобы прославиться и сделать что-то очень большое и важное?..

Таково было мироощущение этого поколения, ровесников века, все они ощущали себя по меньшей мере творцами истории.  Автор описывает судьбу комсомольцев и коммунистов, которых колебания генеральной линии партии бросают из стороны в сторону. И все-таки эти люди не хотят плыть по течению. Они стремятся к активной деятельности, они энергичны и упорны. В том числе и в своих ошибках.

Критики отмечали, что у Бориса Левина свой литературный стиль, своя манера, свой голос. И действительно, очень образно звучит: «лужа блестела, точно синяк», «белыми восклицательными знаками, запятыми и кляксами падал снег», «паркет блестел, как медь», «коричневая баранья шапка, точно глаза аиста» и т.д.

В эти годы Левин пробует себя и как сценарист, его перу принадлежат пьесы «Родина», «Под ясным небом». В 1933 по его сценарию выходит на экраны кинофильм «Одна радость». В 1934 году он становится членом Союза писателей, ему вручают орден «Знак почета».

В 1939 году Левин приступает к работе в газете «Красная звезда». Освещает события присоединения к СССР Западной Белоруссии. Возвращается из командировки и после короткого отдыха едет на фронт – начинается Советско-финляндская война. Газета, в которой ему предстоит работать вместе с другими военкорами, называется «Героический поход». Вместе с товарищами по перу они придумывают яркий образ Васи Гранаткина и активно его разрабатывают. Главный редактор этой газеты Давид Ортенберг позднее так вспоминал те дни: «Александр Безыменский, чуть-чуть передохнув, углубился в чтение первых номеров «Героического похода». Его внимание привлекли фельетоны наших писателей – Бориса Левина и Сергея Диковского, выступавших под общим псевдонимом «Вася Гранаткин». Безыменский похвалил эти фельетоны, но тут же предложил преобразовать Васю Гранаткина-прозаика в Васю Гранаткина-поэта. Эта идея всем понравилась».

Юмористический образ бойца в дальнейшем развили и совершенствовали поэты А. Безыменский, А. Прокофьев, А. Сурков. В издательстве «Красная звезда» впоследствии вышли четыре сборника «Фельетоны Васи Гранаткина», пользовавшиеся большой популярностью.

Погиб Борис Левин 6 января 1940 года в бою под Суомуссалми, находясь в окружении с частями 44-й стрелковой дивизии. В этот же день погиб и еще один военкор – писатель С. Диковский. Антон Пришелец посвятил им такие строки:

Мой стих – мой меч,

Да будет он острее!

А если сломится его строка,

Твои поэты, Родина, умеют

Разить врага и острием штыка.

Читайте также