Выборг. Добро пожаловать на премьеру!
Сегодня на сцене государственного театра драмы и кукол «Святая крепость» бенефис Евгения НИКИТИНА и Максима ГЛАДКОВА. Актеры заняты в новом спектакле «Дядя Ваня».
Сразу отметим, что это предпремьерный показ, предназначенный специально для бенефиса: в октябре Евгению Никитину – 70 лет, а Максиму Гладкову – 50. Вот художественный руководитель выборгского театра Юрий ЛАБЕЦКИЙ и решил таким образом отметить две эти знаменательные даты, причем сумел найти такой материал, в котором были бы заняты оба актера в равнозначных ролях. А официальная премьера «Дяди Вани» ожидает нас в феврале будущего года.
- Идею мне подкинул Евгений Никитин, оказывается, он давно мечтал сыграть Войницкого, - говорит Юрий Лабецкий. - Честно скажу, Чехов как драматург мне нравится, но «Дядя Ваня», на мой взгляд, слишком мелодраматичная пьеса, поэтому я ее раньше избегал. К тому же тема, представлялась мне не вполне современной. Вот, к примеру, совсем другое дело «Три сестры» - тема в духе времени: провинциалки рвутся в Москву за счастьем, но увы… А вот смысл трагизма «Дяди Вани» мне был раньше не понятен, однако я рискнул. И вдруг понял, что за продажей имения - разрушение жизни, крушение семьи, любви… И мне стало интересно.
Перед тем, как взяться за работу, Юрий Лабецкий посмотрел в записи постановки других режиссеров и по достоинству оценил сценарий фильма «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского. Он и служил своеобразным ориентиром. Однако, как всегда, у Лабецкого, есть в этом спектакле своя оригинальная находка: Евгений Никитин вживается в роль героя, который по возрасту гораздо моложе его, а Максим Гладков, наоборот, предстает перед зрителем стариком.
Надо сказать, что все постановки «Святой крепости» сопровождаются хорошей музыкой, и на этот раз режиссер обратился к великому Исааку Шварцу. Эту мысль подсказал заслуженный артист России Николай УСТИНОВ-ЛЕЩИНСКИЙ, в спектакле он не занят, но радеет за общее дело. Юрий Евгеньевич согласился: музыка прекрасная, да к тому же близится столетие со дня рождения Шварца.
- В фильме Кончаловского Сонечку играет Ирина Купченко, по сценарию она заявляет, что некрасива, но ей не веришь, потому что актриса симпатичная, - продолжает худрук. - Я на эту роль пригласил Евгению СМИРНОВУ – она тоже красива, но ее актерский диапазон широк: она может играть и красавицу, и не очень, ей по силам и трагедия, и смешная история. Правда, я ей сразу сказал: Женя, не бойся выглядеть на сцене некрасивой, в этом суть трагедии твоей героини.
Мечтавший о роли Войницкого заслуженный артист России Евгений Никитин говорит, что «Дядя Ваня» его любимая чеховская пьеса и в отличие от режиссера он понимает своего героя, да и тему находит достаточно современной:
- Войницкий обычный человек, которого можно встретить и в наши дни, - добавляет Евгений Никитин. - Он всю жизнь трудился в имении, привязался к нему, к семье, и вдруг посторонний, как ему кажется, человек решает продать усадьбу…
В свои 70 лет юбиляр считает себя совершенно счастливым человеком, говорит, что многого ему и не надо, главное – есть семья и любимая работа. Напомним, что Евгений Иванович Никитин - один из основателей «Святой крепости», ему знаком в театре каждый кирпич, ведь когда-то артисты сами здесь все обустраивали. Театр действительно стал для него вторым домом, а может… и первым. Не случайно же именно здесь он встретил любовь всей своей жизни – сегодняшнюю жену, актрису Ольгу ГУРИНУ (в «Дяде Ване» она играет няню Марину). Вместе они уже почти четверть века.
- Судьба всегда окружала меня прекрасными, горячо любимыми женщинами. Отца не стало рано, нас воспитывала мама. К сожалению, болезнь рано забрала сестру (ей было всего 25), а через год ушла и мама, - вспоминает Евгений Никитин. – Спасательным кругом стал театр, а поскольку я был не женат, коллеги постоянно пытались устраивать мое счастье. Не сразу, но появился та, рядом с которой захотелось жить. Позже Ольга подарила мне дочь. Катя, нужно сказать, очень меня радует: училась балету в колледже имени Нуриева, затем в Академии имени Вагановой, но на последнем курсе вдруг забрала документы – искала себя. Сейчас дочь на третьем курсе, постигает актерско-режиссерское ремесло. Ей это очень нравится, а я горжусь, что моя дочь оказалась не только красивой и умной девочкой, но и талантливой.
Седые виски и борода совершенно не портят Максима Гладкова, а скорее придают шарма. Актер считает Чехова одним из самых театральных писателей, его пьесы и рассказы всегда прекрасно звучат со сцены. Максим признается, что играть то, что еще не пробовал – всегда интересно, хотя и трудно, именно так случилось с ролью Серебрякова:
- На мой взгляд, актер всегда должен быть адвокатом своего героя. Что касается Серебрякова, он, конечно, человек скверный, требующий особого внимания к себе, отсюда надуманные проблемы, болезни. Ну а с другой стороны - кому из нас не хочется заботы и любви?
Максим Гладков половину своей жизни отдал «Святой крепости», приехав в Выборг после Нижегородского театрального училища четверть века назад. Говорит, что юбилейного настроения не ощущает:
- Я был очень удивлен, когда Юрий Лабецкий предложил устроить бенефис в нашу честь, и еще сильнее удивился распределению ролей. Но экспериментировать всегда любопытно.
В спектакле также заняты Дарья ЦИМБАЛ, Антон КОСОЛАПОВ, Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ и заслуженная артистка России Тамара БЕЛОВА, которая тоже отметит свой юбилей, правда в декабре. Специально для нее режиссер расширил роль Марии Васильевны (матери Войницкого). По мнению Лабецкого, все справились с поставленными задачами несмотря на то, что спектакль сделан в короткие сроки. И режиссер, и актеры очень надеются, что новая работа найдет отклик в сердцах зрителей.
Маргарита ЗАХАРОВА
Читать все статьи автора Маргарита Захарова
Читайте также
-
От жителей Выборга ждут предложений по благоустройству Морского фасада
-
В Финляндии надеются изыскать возможности, чтобы не закрывать музеи
-
В Выборге открылся молодёжный форум «Интеграция»
-
В России продолжают дорожать стоматологические услуги
-
Слова торжественного обещания прозвучали в Высоцкой школе
-
В Гончаровском поселении захоронили безымянного красноармейца