«Вечера в Монрепо» вернулись!

«Вечера в Монрепо» вернулись!
746

В прошлые выходные в музее-заповеднике «Парк Монрепо» после десятилетнего перерыва прошли концерты камерного фестиваля классической музыки «Вечера в Монрепо».

Молодых музыкантов привез в Выборг заслуженный артист Республики Абхазия, скрипач Виктор АБРАМЯН­-ЭШБА, который на протяжении более чем двух десятилетий лет был причастен к фестивалю. Примечательно, что он же выступил в качестве лектора и в первый день фестиваля рассказал об истории музыкальной жизни усадьбы Монрепо от Людвига Николаи до наших дней, а во второй – познакомил с происхождением скрипки. Лекции прошли в восстановленном зале Библиотечного флигеля.

 

С веков прошедших музыка звучала

Первый владелец усадьбы, вельможа Екатерининского и Павловского времени барон Людвиг Генрих Николаи, как известно, был высокообразованным человеком, знатоком и ценителем искусств, лично знавшим многих российских и европейских музыкантов и композиторов. В частности, живших в Вене, которая в те времена была центром музыкального искусства, где творили Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глюк.

В большой гостиной Усадебного дома нередко звучала скрипка виола да гамба – Людвиг Николаи музицировал для родных и друзей, в те времена домашние концерты были в моде. Владелец усадьбы был вхож в музыкальные круги Европы. Из писем известно, что Николаи был лично знаком с Кристофом Глюком – крупнейшим реформатором оперы того времени.

Воспитанник барона Николаи – будущий император Павел также увлекался музыкой. Под влиянием придворного композитора Дмитрия Бортнянского он испытывал большое влияние русского хорового пения. Николаи тоже был поклонником хоровой музыки, и есть косвенные сведения, что в Монрепо она исполнялась. Но чаще всего в этих стенах звучала инструментальная музыка.

В Петербурге в то время была очень популярна опера, особенно итальянская. На должности придворных капельмейстеров приглашались крупнейшие итальянские композиторы того времени. Одним из самых значительных был Джованни Паизиелло, по-видимому, Николаи был с ним знаком, так как в его библиотеке есть первые издания опер этого автора. Следующий итальянец, занявший место придворного капельмейстера – Доменико Чимароза, кстати, оперы этих композиторов ставятся до сих пор…

На протяжении всего пребывания династии Николаи в Монрепо звучала музыка. На сохранившемся старинном фото можно увидеть два концертных рояля в парадном зале усадьбы. Концерты давались для узкого круга родных и друзей…

 

«Сияла ночь, луной был полон сад…»

В 1992 году здесь впервые за годы советской власти состоялся фестиваль камерной классической музыки как своеобразная дань ушедшим векам. Инициатором выступил московский музыкант и певец Александр ПОТАПОВ, его предложение поддержал первый директор парка Монрепо Игорь Лямин.

Первая задача была решена: с трудом, но все-таки нашли и приобрели старый немецкий рояль, (спустя два фестиваля от выборжцев стали поступать предложения передать парку музыкальные инструменты, в том числе старые рояли, правда в нерабочем состоянии, но они стали достойными экспонатами гостиной). И музыка зазвучала!

Фестиваль получил большую популярность не только у слушателей, но и у музыкантов. Они играли то, что им самим было интересно – многие участники показали свой потенциал. Музыканты с высоким статусом приезжали сюда практически бесплатно, за чисто символический гонорар. Здесь тогда побывал замечательный скрипач Дмитрий Коган, к сожалению, рано ушедший из жизни. Народная артистка России, доцент Московской консерватории пианистка Татьяна РУБИНА, лауреат международных конкурсов Дмитрий РУМЯНЦЕВ, группа «Романтик Трио», народный артист Российской Федерации известный виолончелист Александр КНЯЗЕВ – это далеко не все громкие имена исполнителей. Приезжали в Монрепо музыканты из Австрии, Франции, Бельгии, США, а одна скрипачка приехала даже из Австралии. Концерты проходили в бывшем помещении столовой. Жили и общались между собой гости в финском строительном модуле, после концерта могли репетировать по ночам.

Было много интересного, однажды, в ненастную погоду придумали концерт «Колыбельная в бурю», «Ночные серенады», «Концерт при свечах». Один из концертов состоялся в храме Нептуна. В рамках фестиваля в соборе святых Петра и Павла проходили органные Рождественские концерты. Фестиваль дал путевку в жизнь и выборгским музыкантам – Лубянцевым, вокалисту Алексею ДЕМЕНТЬЕВУ.

Фестиваль развивался, ему стало тесно в маленьком зале, исполнители вышли в город. Проходили гала-концерты на сцене Дворца культуры, на других выборгских площадках. Границы расширились, и вот уже музыканты едут под именем фестиваля в заграничные турне, в том числе на международный конкурс молодых исполнителей «Ночь в Мадриде».

– Я убежден: в том, что в наши дни произошла такая глобальная реконструкция и возрождение Монрепо, во многом заслуга фестиваля, – считает архитектор Евгений ТРУФАНОВ, в прошлом директор ландшафтного музея. – Изначально фестиваль создавался для того, чтобы способствовать воссозданию усадьбы и зала для проведения концертов. Мы тогда подключили общественное мнение, провели анализ культурных программ. Мировое звучание фестиваля способствовало в том числе получению гранта на реставрацию парка.

Фестиваль воспитывал любовь к классике у выборгской публики, с каждым годом количество слушателей на концертах увеличивалось.

 

«Музыка – это зеркало, где амальгама – нежность…»

Наш корреспондент поговорил с участниками первого концерта: и с музыкантами, и со слушателями. Одна из них, не пропустившая ни одного фестиваля, вспоминает замечательную атмосферу, когда в зале настежь были открыты окна и птицы подпевали музыкантам.

– Мы очень рады, – говорит Ирина, – что фестиваль вернулся и праздник для любителей музыки продолжается! Многие из нас мечтали о том, чтобы традиция возобновилась.

Впервые в восстановленном усадебном доме и на фестивале Ирина ДЕНИСЕНКО:

– Я в восторге, звучание замечательное! Мы привыкли слушать классику в концертных залах Михайловского театра и Мариинки, но там мы не видим музыкантов, а здесь исполнители практически рядом…

В течение двух дней в парке выступал струнный квартет молодых талантливых музыкантов, учеников Виктора Абрамяна: виолончелист Яков ТАГИРОВ, скрипачи Тимофей ИПАТОВ и Александр КОРНЮШКО, альт Сергей БОЛЬШАКОВ.

Скрипач Марк РЕЙНСКИЙ во многом напоминает молодого Диму Когана. Родители Марка в 90-е годы переехали в Лондон из Эстонии. В 2001 году родился Марк, в 16 лет он переехал в Москву для учебы в Центральной музыкальной школе. Сегодня он студент 5 курса Московской консерватории, активно концертирует:

– Я очень впечатлен этим местом и локацией. Зал идеален для классической музыки, так как здесь звук летит… Очень хочу погулять и по парку, и по Выборгу, в котором прежде ни разу не был. Здесь очень красиво, хочется играть, вечером тишина, пение птиц, журчание воды – все это помогают обрести гармонию, особенно когда живешь в городе и устаешь от бешеного ритма. Это дороже любых денег…

Заместитель директора музея-заповедника Галина ЧЕРНЕЦКАЯ очень рада возрождению традиции музыкальных вечеров:

– Большой поклон Виктору Абрамяну, с которым мы занимались предварительной подготовкой фестиваля. Первое подробное обсуждение состоялось сразу после январских праздников, и вот все сбылось. Традиции – это замечательно, это стержень, на который можно опереться. Все это помогает ощутить продолжение истории…

Главный хранитель парка в прежние времена Татьяна ЗИНЧУК говорит, что нынешний фестиваль прошел очень камерно и тепло:

– Сегодня я почувствовала, что стены сохранили свою вековую тайну, и я наслаждалась музыкой. В Монрепо вернулось волшебство!

Ольга НАБАТОВА

 

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также