В Выборге прошел концерт на Певческом поле
Отрадно, что мотофестиваль в Выборге начался с концерта духовных хоров. Так было и в предыдущие годы, но впервые коллективы выступали на Певческом поле Интендантской горы.
Напомним, что Певческое поле – объект уникальный. Созданный в 1932 году в одном из редутов Восточно-Выборгских укреплений по проекту Уно Ульберга, этот своеобразный летний театр предназначался для проведения сезонных концертов и представлений. Интересно, что приурочено открытие сценической площадки было к 100-летию первого издания карело-финского эпоса «Калевала». Хорошая акустика способствовала проведению здесь праздников песни и спектаклей. На площадке в форме древнегреческого амфитеатра звучали кантата Лееви Мадетойя «Песнь Вяйнемёйнена», «Калеезльский гимн» Роберта Каянуса и другие замечательные хоровые произведения. Выборг того времени не случайно называли Столицей поющей Карелии – в городском песенном празднике 1937 года приняли участие 120 хоров.
– Долгое время здесь ничего не происходило, изредка энтузиасты устраивали субботники, – вспоминает Алла МАТВИЕНКО. – В 2009 году мы, особо не афишируя это, готовились к концерту на Певческом поле. Людмила КУЗИНА заочно спевалась с «Певческими братьями», а потом хористы приехали в наш город и пели вместе с Выборгским академическим хором, я была ведущей этого концерта. Акция была призвана привлечь внимание к замечательной площадке, которую просто необходимо использовать по назначению. После этого концерты проводились регулярно, потом был большой перерыв, сейчас, надеюсь, традиция возродится.
Ведущий нынешнего концерта на Певческом поле – клирик собора Божией Матери, солист хора духовенства Санкт-Петербургской метрополии иерей Антоний МАЛАХОВСКИЙ рассказал нашему корреспонденту, что десять хоровых коллективов, приехавших в Выборг, неоднократно выступали в разных концертах:
– По образованию я музыкант и уже более 10 лет пою в хоре духовенства, который был создан с благословения выдающегося иерарха Русской православной церкви Владыки Никодима (Ротова) пятьдесят с лишним лет назад. Музыка – это универсальный язык, она всегда находит путь к сердцу. Сейчас все возвращается на круги своя, будем стараться чаще выступать и радовать наших слушателей, ведь совместное хоровое пение объединяет людей. В Выборге все прекрасно организовано, мне очень нравится этот небольшой городок нашей Ленинградской области. Приезжаю сюда всегда с большой радостью – очень хочется погулять по дивному старому центру, посидеть в скверах…
Отметим, что главный дирижер Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии Юрий ГЕРАСИМОВ – регент Спасо-Преображенского собора. В последние годы хор ведет активную концертную, гастрольную и богослужебную деятельность, выступает в храмах и на концертных площадках Санкт-Петербурга, других городов России. Это не просто концертный коллектив, но собрание пастырей: каждый из хористов несет послушание на приходе – служит, наставляет, просвещает.
Открывал концерт хор Христорождественского подворья Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, который был создан по благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава в 2012 году. Хор участвует в различных концертах, в архиерейских богослужениях, неоднократно был лауреатом международных и всероссийских конкурсов. Художественный руководитель и дирижер коллектива – Рафаил ОСМАНОВ:
– В нашем хоре поют православные христиане. Через песнопение и молитвы мы соединяем мирян с монастырем. У нас разнообразный репертуар: есть византийские распевы, есть современные песнопения, написанные непосредственно участниками хора. В небольшом коллективе, состоящем из одиннадцати человек, есть и композиторы, и звукорежиссеры, и операторы – мы сами все умеем делать: и петь, и писать музыку. В Выборге выступаем впервые, и нам очень понравилось. Природа, камни – это город для моей души…
В исполнении хора прозвучали красивые песнопения, в том числе «Стихиры Пасхи» в гармонизации солиста Алексея КРОТОВА, «От юности моея» композитора Майкла АЗОВСКИХ.
Композитор и солист хора Александр ГУСЕВ рассказал, что музыкой занимается давно, пел в разных хорах – и в смешанных, и в мужских, а в этом составе – пять лет. По его словам, желание участвовать в хоровом коллективе, исполнять новые современные произведения всегда поощряется регентом. Примечательно, что «Колыбельная России» в аранжировке Александра, завершавшая выступление, произвела на слушателей особенно сильное впечатление.
– Сначала наш хор исполнял «Колыбельную» вместе с автором Евгенией СМОЛЬЯНИНОВОЙ, потом появилась идея сделать аранжировку для мужского хора, – рассказывает Александр Гусев. – Я соединил звучание мужского хора и голос солиста, добавил партии гитары и бас-гитары. Правда, диапазон не совсем удобен для мужского голоса – вместе подумали, как эту песню сделать еще красивее, и получилось то, что вы услышали. Месяц назад на фестивале мужских хоров в Красноярске возникла идея как-то разнообразить песню. Я вышел на сцену, попытался сделать что-то в стиле армянского дудука – от неожиданности ребята были просто в шоке! Но в итоге всем очень понравилась новая аранжировка: в оригинале свой канон, своя аура, а это – нечто совсем другое...
Как известно, на знаменитой горе Афон, в Греции, насчитывается самое большое количество православных монастырей. Около семи лет назад Афонское подворье открыли в Петербурге, тогда же сложился и хор, в котором сегодня поют 9 человек. Регент хора, композитор Алексей ЖУКОВ рассказал нам, что на концерте представлены Византийские распевы, присущие Афону:
– Мы, певчие Афонского подворья, поем по круглой ноте (специфический музыкальный термин – ред.), но учимся петь и церковную Византийскую греческую музыку, записанную специальными знаками. Любим все, что исполняем: поем на греческом языке, две песни подготовили на грузинском. В нашем сегодняшнем выступлении был и сюрприз – в финале гимн в честь Пресвятой Богородицы мы исполнили вместе со слушателями.
Алексей считает, что задача мужского хора – через художественные образы нести людям добро и правду. Петь можно о чём угодно – о жертвенности, о любви, но своим творчеством необходимо помогать людям жить честно и быть свободными от неправды, от греховности.
В Выборге Алексей Жуков не был довольно давно и о Певческом поле не знал, оно стало для него открытием. Ну, а местные коллективы периодически выходят на эту площадку.
– Очень радует, что возрождается наше Певческое поле. Сегодня здесь так много родных и близких лиц, и, конечно, нельзя не отметить прекрасное исполнение песнопений, – говорит руководитель Бального общества Алла ВАСИЛЬЕВА. – С нашим хором Спасо-Преображенского собора я физически и душевно лет тридцать... У хора прекрасный регент – Маргарита КОНДРАШОВА (кстати, мы обе ученицы недавно ушедшей от нас Галины Николаевны Деревцовой), коллектив в надежных руках и всегда прекрасно звучит. В то же время хотелось бы привлечь в него молодых исполнителей…
Остается добавить, что следить за порядком на площадке в этот день помогала общественная организация «Всероссийский студенческий корпус спасателей» под началом заместителя ее руководителя Василия ИЛЛАРИОНОВА.
Ольга НАБАТОВА
Читать все статьи автора Ольга Набатова
Читайте также
-
В областном здравоохранении обещают ИТ-революцию
-
В России будут тиражироваться наработки Ленобласти в трудоустройстве инвалидов
-
Возраст для управления трактором предлагают понизить
-
Самые счастливые люди живут в Ленобласти
-
Минимальный коэффициент для выхода на пенсию повысился почти на 2 единицы
-
Тельмановский рубеж