В ВЦ «Эрмитаж-Выборг» вернисаж Михаила Федорова

1705

Гостей и жителей Выборга никогда не разочаровывает посещение нашего выставочного центра. Здесь можно ознакомиться с восстановленными историческими объектами культурного наследия «Каземат в левом фланке», «Валь-порт «Сортия», с настоящей старинной пушкой. Сейчас действует основная выставка «Монолог о раковине», и каждый месяц посетителям предлагаются новые интересные вернисажи.

Выставку «Вернисаж в день рождения» можно назвать промежуточным итогом деятельности выборгского художника Михаила ФЕДОРОВА, которому исполнилось 70 лет. Впервые в ВЦ выставляется художник, рожденный и живущий в Выборге. Название экспозиции выбрано и к его юбилею, и к дню рождения выставочного центра, которому в июне исполнилось 9 лет.

Начинали мы  с демонстрации эрмитажных коллекций, а сейчас существуем как настоящий художественный музей, который  и демонстрирует современное искусство, и создает свой фонд. Если в финском музее, который располагался в этом здании и  был закрыт в 1939 году, было всего 300 предметов искусства, то на сегодняшний день в фонде выставочного центра их 220. Зоя ФЕДОСЕЕВА, главный хранитель

Зоя Николаевна знакома с творчеством Михаила Федорова с 70-х годов прошлого века. Он активно выставлялся, многие годы сотрудничал с обществом «Финляндия-Россия». На нынешней, юбилейной выставке представлено более 50 его живописных и графических работ, отражающих путь и поиск художника на протяжении почти пяти десятилетий.

Встреча друзей и сподвижников: Зоя Федосеева, Степан Модестов и Антонина Пронина

Когда готовили выставку, Михаил вспомнил о том, как он начал рисовать.

К родителям, старожилам Выборга, приехала дальняя родственница, приехавшая продавать семечки на базаре. Мальчишку во взрослые разговоры не допускали, и он, незаметно поглядывая на тетушку, взял листок бумаги и карандаш и сделал первый рисунок в своей жизни: портрет через замочную скважину был очень похож на оригинал. Таким образом появилась первая семейная реликвия и началась творческая жизнь Михаила сначала в выборгской изостудии у Николая Соколова, затем в художественно-промышленном училище имени  Веры Мухиной.

Интересен и случай  с портретом к столетию тамильского поэта Субраманьи Баради, борца за независимость Индии. На международном конкурсе работа Федорова была признана лучшей. Премьер-министр Индира Ганди лично пригласила его посетить Индию. Но в те времена оформление выезда за границу занимало много времени, и пока все документы готовились и проверялись, Индиру Ганди убили. А Михаилу вместо Индии предложили поездку в Финляндию.

Художник, увлеченный еще со времени занятий в студии Соколова карело-финским эпосом «Калевала», был очень обрадован, и в конце 80-х готов с делегацией общества дружбы поехал в Финляндию, где впоследствии часто бывал и подолгу работал. По его рассказам, на хлеб там зарабатывал портретами, которые писал на улице.

Карельская тема звучит во многих картинах Федорова, в поздних работах, написанных в Монрепо, прослеживается кисть Сезанна, рядом портрет героини эпоса Калевала девушки Айно, а там портрет жены художника. (Отметим, что немногие выборгские художники занимаются портретной живописью).

«Озеро. Конец августа» датирована августом текущего года

Картина «Озеро. Конец августа», датирована августом нынешнего года, что, естественно, вызывает некоторое недоумение. Впрочем, Михаил утверждает: это не ошибка, он работал   над «Озером» несколько лет и недавно  его закончил – так задумано.

Его картины толерантно притягивающие, интерес к иной культуре объединяет людей.

Старожил Выборга Степан  МОДЕСТОВ знаком с Михаилом Федоровым со  студийных времен. Он характеризует Михаила как рисовальщика, пейзажиста, портретиста и вообще как  человека, который всегда готов помочь и взяться  за что-то новое:

 Я не стал профессиональным художником, а Миша стал… Сейчас мы с ним часто вспоминаем о друге и учителе. Соколов не просто учил нас, он открывал нам глаза. Почти всегда на занятиях звучала музыка. Николай Семенович водил нас на природу, и у него было великое отношение к Калевале. Он нам привил любовь к этому эпосу. Подлинная Калевала – это ведь  мифология абсолютно свободного народа. Карелы «одной ногой» православие приняли, но по сути дела оставались язычниками, считая природу главным Богом. И Соколов читал нам отрывки из Калевалы именно о природе. Миша это очень точно  воспринял.

Соколов стоял близко к модному тогда импрессионизму, но  не хотел, чтобы подумали, что он гонится за модой. Сезанн был  его любимым художником.

В работах Федорова определенно  чувствуется рука мастера, стоявшего у истоков творческого пути выборгского художника. Примечательно, что Михаил помог Выборгскому музею собрать коллекцию картин своего учителя – факт, говорящий о многом.

Выставка получилась очень хорошая, побывать на ней можно до 13 июля.

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также