В Усадебном доме Монрепо – второй цикл просветительских встреч
В субботний осенний вечер хорошо окунуться в атмосферу классической органной музыки. Такую возможность подарила посетителям парка Монрепо одна из титулованных органисток страны, доцент кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения Юлия ГЛАЗКОВА.
Своё очередное выступление в Усадебном доме она посвятила святой Цецилии Римской (в православных святцах – Кикилии), покровительнице церковной и органной музыки.
– Поскольку святая Цецилия часто изображается на полотнах с небольшим органом, мы решили привезти такой ренессансный портатив в оригинале, и показать, как вживую звучит этот инструмент, – приоткрывает интригу в преддверии выступления Юлия Глазкова.
В Усадебном доме, по словам Юлии Глазковой, помимо потрясающей акустики царит и особая атмосфера. Она словно продолжает традиции основателей усадьбы, проводивших музыкальные вечера в кругу семьи и друзей. Да и с руководством музея-заповедника уже сложились тёплые дружеские отношения, с которыми вдвойне приятно дарить искусство гостям усадьбы.
Современная традиция органных вечеров в Монрепо уже опробована с большим успехом минувшим летом в ходе проекта «Органные вечера в Монрепо». Это уже третья встреча с ценителями классики из второго просветительского цикла. В ходе выступления прозвучали произведения Дитриха Букстехуде, Баха, Бетховена.
На своих концертах Юлия Глазкова обычно рассказывает слушателям об исполняемых произведениях и их авторах:
– Никогда не помешает напомнить о композиторе, об эпохе, когда эта музыка написана и звучала, и самое главное – какое содержание в неё вкладывал автор. Недавно вернулась из Твери, где выступала в академической филармонии; там тоже полюбили мои концерты за такой просветительский формат.
В ходе «Музыкальных салонов в Монрепо» Юлия Глазкова рассказывает о салонном и домашнем музицировании в XVIII и XIX веках. Оказывается, тогда в России орган был очень популярен, даже более, чем клавесин или фортепиано. Существовали небольшие кабинетные органы, по габаритам напоминающие современный шкаф средней величины.
– Именно такую культуру мы сейчас и возрождаем. Тем более, что владельцы усадьбы, семья Николаи была иноверческой (частично лютеранами, частично католиками), и вся их жизнь была связана с органной музыкой – думаю, каждое воскресенье в церкви они слушали орган.
Удивительно, но, как говорит Юлия Глазкова, Ленинградскую область исследователи часто называют «органной Атлантидой». Когда-то на ее территории насчитывалось около 150 больших духовых органов (столько же, сколько сегодня во всей России). Практически все они бесследно пропали: после революции церкви не охранялись, во время войны металлические детали переплавлялись на нужды обороны.
– Исчез большой пласт культуры… Я вижу своей целью возрождать на ленинградской земле традиции органной музыки, салонного музицирования. Мы очень надеемся, что через месяц к нам приедет известнейший российский органист, профессор Государственного музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова Алексей Александрович ПАРШИН. Это станет большим событием в честь Всероссийского дня органа, который музыканты отмечают 22 ноября.
Елена СТЕПАНОВА
Читать все статьи автора Елена Степанова
Читайте также
-
Выборгский район объединил боксёров России и Сербии
-
Подарки от вице-губернатора: на Суворовском зажгли «Ёлку желаний»
-
Дом Губернского правления теряет опору
-
Урок мужества с Героем России
-
Восточно-Выборгские укрепления могут стать новой точкой притяжения туристов
-
В Выборгском замке еще одна историческая находка
