У нас в гостях «Сам Дягилев»: Выставка скульптурных портретов знаменитого антрепренёра

У нас в гостях «Сам Дягилев»: Выставка скульптурных портретов знаменитого антрепренёра
1089
Директор Выставочного центра Александр Костенко, Мария Третьякова, Владимир Дервенев и другие участники открытия выставки

Автор работ – скульптор из Петербурга Мария ТРЕТЬЯКОВА. Во время их создания вдохновлялась яркими деталями биографии Сергея Дягилева, побывала даже в дягилевских местах России, а также во Франции и Италии.

Украсило церемонию открытия выступление нашего земляка – оперного певца Алексея ДЕМЕНТЬЕВА. Он исполнил несколько арий из опер и романсы, создавшие, по признанию гостей, совершенно особенную атмосферу.

Выбор нашего города для представления экспозиции объяснил куратор выставки Владимир ДЕРВЕНЕВ:

– Дягилев, которого мы все знаем по балетным «Русским сезонам», которым Европа рукоплескала два десятилетия, начинал с выставки в Санкт-Петербурге финских художников, работавших в том числе и в Выборге. Так он их вытащил из богом забытой глубинки в столицу.

Безусловно, на открытии выставки говорили большей частью о главном герое: именно гениальный импресарио Дягилев открыл миру Шаляпина и зажёг много других звёзд. Был одарён и чувством юмора, что подтверждается примером, встреченным в воспоминаниях его современников. Когда на одном из «сезонов» кто-то из европейских монархов спросил: «Месье Дягилев, что вы здесь делаете? Ведь вы не танцор, не певец и не актёр», наш соотечественник тут же парировал: «Ваше величество, мы с вами так похожи!»

Как петербургский Эрмитаж является центром общемировой культуры, – обратилась к гостям Мария Третьякова, – посетив сокровищницу, можно, не бывая в других странах, познакомиться с их историей и культурой, так и Дягилев знакомил Европу с нашим богатейшим культурным наследием – непревзойденным русским театром, балетом и оперой, изобразительным искусством, композиторами и музыкантами. Благодаря деятельности Сергея Дягилева получил свое развитие и Лондонский балет, и балет в других мировых столицах. До сих пор за рубежом судят о культуре России по Дягилевским «Русским сезонам».

Помимо скульптурных работ Марии Третьяковой на выставке представлены афиши «Русских сезонов», исторические фотографии, имеющие отношение к русскому искусству и «сезонам», предоставленные фондом имени Карла Буллы. Там нашлись снимки труппы, постановок и многое другое. К сожалению, нет ни одной фотографии самого Дягилева…

Представление работ в Выборге посвящено 150-летию со дня рождения великого пропагандиста русского искусства. Каждый дягилевский образ, созданный Марией Третьяковой, в сочетании с фото того времени, словно переносит посетителя в мир искусства начала ХХ века. Назовем только некоторые из этих работ: «Дягилев на репетиции», «Дягилев на променаде», «Парадный Дягилев», «Дягилев в Венеции», где он провёл последние годы и где похоронен…

Уже организовав последние «сезоны», уверившись, что все артисты будут накормлены и балеты состоятся, Дягилев занялся коллекционированием книг и рукописей, которые наши эмигранты привозили в Европу из послереволюционной России, – приводит детали биографии своего героя Мария Третьякова. – Он очень боялся, что эти бесценные фолианты разлетятся по миру и окажутся утраченными для будущих поколений. Так он хотел создать центр русской культуры в изгнании и сохранить кусочки этой дореволюционной России для мира и для будущего.

Увидеть «Самого Дягилева» в художественном фойе ВЦ «Эрмитаж-Выборг» можно до конца февраля.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также