«Реквием» на столичных подмостках
Все, кто помнит актерские работы Александра Хочинского на выборгской сцене, отмечают уникальный тембр его голоса, удивительную пластику при произнесении текста.
В середине 60-х годов вместе с товарищами Хочинский решил поставить на сцене поэму Роберта Рождественского «Реквием». Работу приурочили к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне, отмечавшемуся в 1965-м. Премьера состоялась в мае перед ветеранами войны на сцене Выборгского Дома офицеров.
Сегодняшнее поколение недостаточно хорошо знает это произведение Рождественского, а в свое время поэму знал каждый школьник. «Реквием» – это общечеловеческая боль, это скорбь и память. Поэма очень точно отражала общее настроение советских людей, еще незабывших страшную войну.
Начинается поэма, посвященная памяти отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны, такими строками:
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно – не мертвым
Это нужно живым!
И дальше:
Помните!
Через века, через года. –
О тех, кто уже
Не придет никогда
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны,
Вечно достойны.
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой
Завоевано счастье –
Пожалуйста, помните!
Стихи вообще сложны в исполнении со сцены, а если для квартета – тем более, цена ошибки, неточности интонации сразу возрастает вчетверо. На мой взгляд, надо было иметь большую храбрость, чтобы решиться на такой шаг. Неверный жест, слово, мимика, произношение – провал!..
Как не раз писала газета «Выборгский коммунист», творческая самодеятельность Дома офицеров вообще отличалась высоким, практически профессиональным уровнем. Журналист отмечал, что на зрителя особенно сильное впечатление произвел «Реквием» Р. Рождественского в исполнении А. Хочинского, В. Краско, С. Вагинова и Б. Певцова. Пластика движения, строгая разработанность композиции, выразительные мужские голоса, тщательно выставленное освещение – все это находило отклик в сердцах зрителей.
После премьерного показа последовали многочисленные выступления в солдатских клубах, воинских частях Выборгского гарнизона.
И везде ошеломляющий успех!
Совсем скоро наступил особенно волнующий момент в творческой биографии коллектива – выступление на сцене Ленинградского Дворца культуры имени Кирова. И вновь успех и награда – звание лауреата областного фестиваля художественной самодеятельности.
В ходе многочасовых репетиций актеры неустанно совершенствовали технику, добиваясь выверенности деталей, точности дикции и пластики, верности звучания каждого произносимого слова.
Звездным часом коллектива стало выступление в Москве на заключительном смотре Всероссийского фестиваля самодеятельного искусства – Александр Хочинский, Валентин Краско, Сергей Вагинов и Борис Певцов в сопровождении оркестра с триумфом выступили на столичной сцене. И здесь заслуженная награда – диплом лауреатов Всероссийского смотра художественной самодеятельности.
Людмила Серегина в статье «Чувство времени», опубликованной в журнале «Советский воин» за 1977-й год, писала: «Театр ставит «Реквием» Р. Рождественского. В Московском Доме литераторов состоялся «День поэтического театра». Для выборжцев этот успех земляков был днем новой победы. Работа чтецов и небольшого оркестра, исполнивших отрывок из «Реквиема», получила высокую оценку московских театральных критиков.. Некоторые из них даже называли Выборгский Народный театр Советской Армии Поэтическим театром.
Мирхат Мусин
Читайте также
-
Теннисисты разыграли Кубок Выборга
-
В День матери в Выборге открылся четвёртый в регионе семейный МФЦ
-
В Выборге прошёл первый форум «Интерграция» для молодёжи и их наставников
-
Выборг примет международные соревнования по индорхоккею
-
«Снег» и «Вьюга» благополучно вернулись в Китай
-
В галерее «Эрмитаж-Выборг» открылась выставка «Сквозь призму»