«Реквием» на столичных подмостках

«Реквием» на столичных подмостках
1464
«Реквием» на столичных подмостках

Все, кто помнит актерские работы Александра Хочинского на выборгской сцене, отмечают уникальный тембр его голоса, удивительную пластику при произнесении текста.

В середине 60-х годов вместе с товарищами Хочинский решил поставить на сцене поэму Роберта Рождественского «Реквием». Работу приурочили к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне, отмечавшемуся в 1965-м. Премьера состоялась в мае перед ветеранами войны на сцене Выборгского Дома офицеров.

Сегодняшнее поколение недостаточно хорошо знает это произведение Рождественского, а в свое время поэму знал каждый школьник. «Реквием» – это общечеловеческая боль, это скорбь и память. Поэма очень точно отражала общее настроение советских людей, еще  незабывших страшную войну.

Начинается поэма, посвященная памяти отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны, такими строками:

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно – не мертвым

Это нужно живым!

И дальше:

Помните!

Через века, через года. –

О тех, кто уже

Не придет никогда

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны,

Вечно достойны.

Люди!

Покуда сердца стучатся,

Помните!

Какой ценой

Завоевано счастье –

Пожалуйста, помните!

Стихи вообще сложны в исполнении со сцены, а если для квартета – тем более, цена ошибки, неточности интонации сразу возрастает вчетверо. На мой взгляд, надо было иметь большую храбрость, чтобы решиться на такой шаг. Неверный жест, слово, мимика, произношение – провал!..

Как не раз писала газета «Выборгский коммунист», творческая самодеятельность Дома офицеров вообще отличалась высоким, практически профессиональным уровнем. Журналист отмечал, что на зрителя особенно сильное впечатление произвел «Реквием» Р. Рождественского в исполнении А. Хочинского, В. Краско, С. Вагинова и Б. Певцова. Пластика движения, строгая разработанность композиции, выразительные мужские голоса, тщательно выставленное освещение – все это находило отклик в сердцах зрителей.

После премьерного показа последовали многочисленные выступления в солдатских клубах, воинских частях Выборгского гарнизона.

И везде ошеломляющий успех!

Совсем скоро наступил особенно волнующий момент в творческой биографии коллектива – выступление на сцене Ленинградского Дворца культуры имени Кирова. И вновь успех и награда – звание лауреата областного фестиваля художественной самодеятельности.

В ходе многочасовых репетиций актеры неустанно совершенствовали технику, добиваясь выверенности деталей, точности дикции и пластики, верности звучания каждого произносимого слова.

Звездным часом коллектива стало выступление в Москве на заключительном смотре Всероссийского фестиваля самодеятельного искусства – Александр Хочинский, Валентин Краско, Сергей Вагинов и Борис Певцов в сопровождении оркестра с триумфом выступили на столичной сцене. И здесь заслуженная награда – диплом лауреатов Всероссийского смотра художественной самодеятельности.

Людмила Серегина в статье «Чувство времени», опубликованной в журнале «Советский воин» за 1977-й год, писала: «Театр ставит «Реквием» Р. Рождественского. В Московском Доме литераторов состоялся «День поэтического театра». Для выборжцев этот успех земляков был днем новой победы. Работа чтецов и небольшого оркестра, исполнивших отрывок из «Реквиема», получила высокую оценку московских театральных критиков.. Некоторые из них даже называли Выборгский Народный театр Советской Армии Поэтическим театром.

Мирхат Мусин

 

Читайте также