«Реквием» на столичных подмостках

Все, кто помнит актерские работы Александра Хочинского на выборгской сцене, отмечают уникальный тембр его голоса, удивительную пластику при произнесении текста.

В середине 60-х годов вместе с товарищами Хочинский решил поставить на сцене поэму Роберта Рождественского «Реквием». Работу приурочили к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне, отмечавшемуся в 1965-м. Премьера состоялась в мае перед ветеранами войны на сцене Выборгского Дома офицеров.

Сегодняшнее поколение недостаточно хорошо знает это произведение Рождественского, а в свое время поэму знал каждый школьник. «Реквием» – это общечеловеческая боль, это скорбь и память. Поэма очень точно отражала общее настроение советских людей, еще  незабывших страшную войну.

Начинается поэма, посвященная памяти отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны, такими строками:

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно – не мертвым

Это нужно живым!

И дальше:

Помните!

Через века, через года. –

О тех, кто уже

Не придет никогда

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны,

Вечно достойны.

Люди!

Покуда сердца стучатся,

Помните!

Какой ценой

Завоевано счастье –

Пожалуйста, помните!

Стихи вообще сложны в исполнении со сцены, а если для квартета – тем более, цена ошибки, неточности интонации сразу возрастает вчетверо. На мой взгляд, надо было иметь большую храбрость, чтобы решиться на такой шаг. Неверный жест, слово, мимика, произношение – провал!..

Как не раз писала газета «Выборгский коммунист», творческая самодеятельность Дома офицеров вообще отличалась высоким, практически профессиональным уровнем. Журналист отмечал, что на зрителя особенно сильное впечатление произвел «Реквием» Р. Рождественского в исполнении А. Хочинского, В. Краско, С. Вагинова и Б. Певцова. Пластика движения, строгая разработанность композиции, выразительные мужские голоса, тщательно выставленное освещение – все это находило отклик в сердцах зрителей.

После премьерного показа последовали многочисленные выступления в солдатских клубах, воинских частях Выборгского гарнизона.

И везде ошеломляющий успех!

Совсем скоро наступил особенно волнующий момент в творческой биографии коллектива – выступление на сцене Ленинградского Дворца культуры имени Кирова. И вновь успех и награда – звание лауреата областного фестиваля художественной самодеятельности.

В ходе многочасовых репетиций актеры неустанно совершенствовали технику, добиваясь выверенности деталей, точности дикции и пластики, верности звучания каждого произносимого слова.

Звездным часом коллектива стало выступление в Москве на заключительном смотре Всероссийского фестиваля самодеятельного искусства – Александр Хочинский, Валентин Краско, Сергей Вагинов и Борис Певцов в сопровождении оркестра с триумфом выступили на столичной сцене. И здесь заслуженная награда – диплом лауреатов Всероссийского смотра художественной самодеятельности.

Людмила Серегина в статье «Чувство времени», опубликованной в журнале «Советский воин» за 1977-й год, писала: «Театр ставит «Реквием» Р. Рождественского. В Московском Доме литераторов состоялся «День поэтического театра». Для выборжцев этот успех земляков был днем новой победы. Работа чтецов и небольшого оркестра, исполнивших отрывок из «Реквиема», получила высокую оценку московских театральных критиков.. Некоторые из них даже называли Выборгский Народный театр Советской Армии Поэтическим театром.

Мирхат Мусин

 

Читайте также