Пострадавшие в Таганроге предметы искусства отреставрируют в Русском музее
В Русский музей прибыли на реставрацию произведения из собрания Таганрогского художественного музея, пострадавшего от ракетного удара в конце июля. В Корпусе Бенуа в присутствии журналистов распаковали и профессионально осмотрели некоторые из доставленных произведений.
Как рассказала собравшимся Генеральный директор Русского музея Алла Манилова, Таганрогский художественный музей, подвергшийся ракетной атаке, был значительно разрушен, часть музея не подлежит восстановлению и будет отстроена заново. Три сотрудника музея получили серьёзные травмы, в настоящее время они выздоравливают. Серьёзные травмы получили и музейные шедевры.

А. Манилова, генеральный директор Русского музея (справа) и О. Бабина, зам. генерального директора по учёту, хранению и реставрации
«В создании Таганрогского художественного музея, открытого в самом конце XIX века, принимал непосредственное участие Антон Павлович Чехов, а основой его замечательного, очень сильного собрания является коллекция выдающихся русских художников рубежа XIX – XX веков. К величайшему сожалению, именно эта коллекция, которая так и называлась – «Золотые имена Серебряного века», пострадала более всего. Узнав о случившемся, Русский музей немедленно предложил свою помощь. Мы провели телеконференцию с нашими коллегами и друзьями из Таганрогского художественного музея, с правительством Ростовской области и Министерством культуры, а затем наши реставраторы отправились в Таганрог с мобильной лабораторией и сделали обследование. В результате было принято решение доставить пострадавшие работы в Русский музей, где состоится их полноценная комплексная научно-художественная реставрация. В этом порыве нас всецело поддержал «Газпром», постоянный партнёр реставрационных проектов Русского музея, который взял на себя финансовую сторону вопроса» - рассказала Алла Манилова.

Тщательно упакованные произведения доставили в Санкт-Петербург специальным автофургоном с системой поддержания оптимального температурно-влажностного режима. В ожидании момента, когда специалисты начнут распаковывать и извлекать произведения для осмотра, мы обратились за комментариями к Ольге Клёновой, ведущему художнику-реставратору высшей категории из отдела реставрации масляной живописи Русского Музея.

О. Ю. Клёнова, ведущий художник-реставратор Русского музея
«Когда произведения искусства страдают от актов вандализма, это всегда вызывает у музейщиков большой душевный трепет – а в данном случае ситуация вообще из ряда вон выходящая… Пострадало одновременно очень много произведений, за всё время своей работы – а это 42 года в Русском музее - я не сталкивалась с таким массовым случаем. В Таганрог вылетали наши специалисты, мы с ними постоянно были на связи. Я смотрела фотографии, мы обсуждали проблемы каждой сложной картины и по каждой принимали решение – как профилактически укрепить это всё перед отправкой из Таганрога в Петербург. Так что мы с вами сейчас всех этих повреждений в их первоначальном виде уже не увидим – перед транспортировкой все эти раны, разрывы и царапины были первично заклеены на месте нашими специалистами», - поделилась с нами Ольга Юрьевна.

«Портрет мальчика» (Х. Геворкян, 1960). Мраморный бюст от удара расколот на две части

А. Ф. Шопен «Благословение Ревекки», середина XIX в.
В таком виде предстала перед присутствующими картина Анри Фредерика Шопена «Благословение Ревекки». Обучавшийся некоторое время в Академии художеств в Петербурге и избранный в 1848 году её почётным вольным общником, А. Ф. Шопен известен своими эффектными по композиции произведениями на библейские сюжеты. В настоящий момент картина имеет большой горизонтальный прорыв сложной формы, с утратами основы и красочного слоя, а также множество мелких прорывов и глубоких царапин. Повреждения заклеены, но о бедственном состоянии картин можно судить по фотографиям, сделанным специалистами Русского музея непосредственно в Таганроге.


Екатерина Гольдингер известна знатокам русской художественной культуры, прежде всего, как искусствовед – она многие годы работала в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в музее-усадьбе «Кусково». При этом она оставила и собственное творческое наследие – портреты, пейзажи, жанровые композиции и иллюстрации к сказкам. «Портрет Е.П. Домогацкой» был исполнен ею на заказ и долгое время хранился в семье Домогацких, а затем перешёл в собрание Таганрогского художественного музея. Многочисленные сквозные отверстия с деформацией холста по краям хорошо видны на фото.
(Фото 9) Е. Гольдингер. Портрет Е.П. Домогацкой, 1915
Значительный ущерб нанесен и «Даме в белом» - одному из произведений популярного салонного портретиста рубежа XIX – XX веков Александра Леонтовского. Современник Александра Блока, Леонтовский также обращался к теме «прекрасной незнакомки», создавая романтические портреты петербурженок в стиле модерн. Горизонтальный прорыв, точечный прокол и частичная утрата красочного слоя до основы – таков перечень повреждений, над которыми предстоит работать реставраторам.

Вот из упаковки бережно извлечена картина Серафимы Блонской «Маки», написанная в 1903 году - в период, когда известная таганрогская художница жила и творила в Петербурге. В одной из столичных газет того времени писали: «…лучший из этюдов Блонской – портрет её сестры в красном платье на фоне светло-зелёного поля с цветами мака. Это прекрасное декоративное панно, в котором удивительная гармония цветов». Сейчас в результате повреждения на картине сорвана нижняя кромка, имеются мелкие разрывы холста, крупные царапины и осыпание красочного слоя.
В присутствии журналистов были также распакованы и осмотрены две камерные работы ярчайшего мастера русского символизма Виктора Борисова-Мусатова – «Изумрудный шарф» и «Терраса» (1903), написанные им в старинной усадьбе князей Голицыных-Прозоровских. Обе работы имеют прорывы с деформацией основы и небольшие, но глубокие царапины.
В числе пострадавших произведений доставлена и картина крупнейшего мастера русского импрессионизма Константина Коровина «Терраса». Художник написал её на своей даче в Ярославской области в 1915 году, изобразив на террасе дочерей своего близкого друга, Фёдора Шаляпина – Лидию и Ирину. У картины повреждён подрамник, имеются прорывы с деформацией холста и осыпанием красочного слоя.
В общей сложности на реставрацию в Русский музей прибыли 22 повреждённых произведения искусства, среди которых работы Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, Валентина Серова, Филиппа Малявина, Станислава Жуковского, Абрама Архипова и других художников.
По оценке специалистов, реставрационные работы займут около года, а по их завершении все эти произведения будут экспонированы на выставке в Русском музее, после чего возвратятся в Таганрог.
ОЛЬГА КУРСАКОВА
Фото автора
Читайте также
-
«Ёлка желаний» начинает исполнять мечты
-
Выборгская команда вернулась с творческого конкурса с главным призом
-
В петербургском суде зарегистрировано уголовное дело о коррупции в Ленобласти
-
Талант из Выборга: лучшая икона конкурса
-
«Декабрьские вечера» продолжаются
-
Комитет по транспорту рекомендует иметь с собой наличку
