Николай Малыхин: Не понимаю, для чего я живу, если не делаю ничего нового

Николай Малыхин:  Не понимаю, для чего я живу,  если не делаю ничего нового
411

В Выборгском объединенном музее-заповеднике открылась выставка, которая тронет сердца многих жителей Выборга, так или иначе знакомых с творчеством художника Николая Малыхина. 

«Я всегда хотел быть художником» – так называется выставка, и именно так сложилась его судьба. Пять лет назад художник покинул этот мир, а его до сих пор помнят, о нем говорят, его творчество ценят.

Николай Малыхин родился в 1939 году на станции Прохоровка в Белгородской области. В детстве пришлось пережить смерть отца, оккупацию и вошедшее в историю Великой Отечественной войны крупнейшее танковое сражение, гремевшее рядом с родными местами. Николай Алексеевич вспоминал, что ему всегда хотелось рисовать, но взять в руки карандаши удалось лишь в Выборге, куда он приехал в 1957 году и пришёл заниматься в изостудию Николая Соколова. С тех пор, где бы ни работал Малыхин, он всегда рисовал. И хотя он не закончил обучение ни в Мухинском училище, ни в Академии художеств имени Репина, но стал не только настоящим художником, но и прекрасным педагогом. Через его студию в Доме офицеров прошли многие дети и взрослые, желающие научиться рисовать. Работы Николая Малыхина находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. 

Впервые столкнувшись с работами Малыхина, поражаешься разнообразию жанров и техник, в которых творил художник: портреты, натюрморты, жанровые зарисовки, пейзажи – масло, акварель, сангина. На выставке в музее также представлены графика, резьба по дереву, а еще семейные фотографии, наброски, этюдник с мастихином, кистями и красками, палитра, даже кукла, с которой написан один из натюрмортов, блокноты с зарисовками и изречениями. Одно из них гласит: «Я не понимаю, для чего я живу, если я не делаю ничего нового».

Творчество Малыхина представлено в таком объёме впервые. В этом заслуга Анны ТВЕДТ – его ученицы, друга, почитательницы таланта. Первую экспозицию, посвященную памяти мастера, Александра провела в зале Санкт-Петербургского Союза художников в прошлом году.

– Выставка «Портрет – моя любовь по жизни» привлекла внимание многих к творчеству Николая Алексеевича, – рассказывает Анна. – Проявил интерес Выборгский музей. Возникла мысль сделать выставку в нашем городе. И здесь уже захотелось развернуться по полной, не только с портретами.

Что было не так просто, поскольку многие работы Малыхина находятся в частных коллекциях, и далеко не все владельцы соглашаются с ними расставаться. Тем не менее, получилось. Центральным экспонатом экспозиции стала написанная Малыхиным в 1973 году картина в «суровом стиле» «На причале. Рыбаки» из коллекции музея.

Как рассказала главный хранитель фондов Выборгского объединённого музея-заповедника Наталия ФЁДОРОВА, одно время Николай Алексеевич здесь работал. В музейной коллекции остались три его живописные работы, одна из которых находится в постоянной экспозиции, а также деревянные панно с изображениями персонажей карело-финского эпоса «Калевала» и вырезанные из карельской берёзы квасные кружки. Их тоже можно увидеть на выставке.

Ольга МАЛЫХИНА сказала, что для неё большое счастье присутствовать на открытии персональной выставки своего супруга в стенах Выборгского музея. Среди представленных работ есть и её портреты, написанные в разные годы.

– Больше всего Николай Алексеевич любил рисовать портреты, – поделилась Ольга Александровна. – Моделей он предпочитал выбирать сам. Родственники, друзья, знакомые: в каждом человеке он искал нечто особенное, чтобы выразить это на полотне. Далеко не все понимали, что непросто несколько часов неподвижно позировать, но в результате оставались довольны.

Семейное фото Ольги и Николая Малыхиных 70-х годов

Это не удивительно. В портретах Малыхина есть и красота, и душа, и характер. Иметь портрет, исполненный Малыхиным, – большое счастье. Кстати, на выставке были замечены некоторые из тех, кого он писал.  Вот что рассказала Юлия ГОНЧАРОВА, член ВООПИК, участница краеведческой группы «ВЫБОРГЪ.Осколки».

– Мы были знакомы с Николаем Алексеевичем, и у нас в семье есть три его работы, в том числе два портрета дочерей, и у них удивительная история. Старшая дочь после 8-го класса пришла в его мастерскую в Доме офицеров. К тому времени она уже получила определённые рисовальные навыки в художественной школе. И вот она приносит от Николая Алексеевича работу, совершенно отличную от того, что она рисовала раньше. Я была удивлена, потому что там было какое-то сплошное буйство красок. Но с этой работой моя 15-летняя дочь заняла третье место на конкурсе книжной иллюстрации, где участвовали и студенты, и художники. Так он учил детей!

Мы часто приходили к нему в мастерскую на Димитрова. Он был очень уютный, добрый, абсолютный талант и без всякой напористости. Как многие люди искусства, он жил в своём мире и видел его по-своему. Удивительно, но он нарисовал обеих моих дочерей такими, какими они стали через несколько лет. Я была на последней его выставке при жизни. Как художник он достиг такого уровня, когда дипломы для подтверждения его профессионализма были не нужны.

Вспоминает Сергей ПРУШИНСКИЙ, коллега и друг Николая Малыхина:

– Я познакомился с Колей, когда мне было лет тринадцать – четырнадцать. Мы жили в одном доме на проспекте Ленина и ходили в одну изостудию. В то время он был вдвое старше меня, но несмотря на ощутимую разницу в возрасте, мы быстро нашли общий язык. Уже тогда в нём проявилась способность заботиться о младших. Первое время он ненавязчиво опекал меня, учил в рисовании каким-то вещам, которые я, по молодости, ещё не успел узнать. В конце концов мы стали близкими друзьями и коллегами, и эта дружба прошла через всю жизнь. А жизнь у него была сложная и временами тяжелая. Тем не менее, Коля, человек от природы очень одарённый, всегда стремился стать профессиональным художником, что ему и удалось.

Куратор выставки Анна Тведт связана с семьей Малыхиных много лет. Совсем юной она пришла в студию к Николаю Алексеевичу, чтобы научиться рисовать. Художником Анна не стала, получила несколько высших образований в сфере экономики и IT, но хранит память о друге и наставнике, который стал для нее практически вторым отцом. На вернисаже Анна поделилась со зрителями малоизвестными фактами о художнике. Например, о том, что Николай Алексеевич несколько лет трудился на камнеобрабатывающем предприятии и умел работать с гранитом. Мало кто знает, что первые звёзды, появившиеся на «Аллее звезд» кинофестиваля «Окно в Европу» были изготовлены Малыхиным. Он очень расстроился, когда узнал, что для приехавшего на фестиваль Вячеслава Тихонова по каким-то причинам не была заказана звезда, и сделал её на следующий год.

Анна вспоминала, что Николай Алексеевич был заядлым рыбаком и как свои пять пальцев знал Финский залив. Во время рыбалки он наткнулся на колонны, предназначенные для Исаакиевского собора, которые затем были извлечены из воды и находятся сейчас рядом с центром «Эрмитаж Выборг». Любитель зимней рыбалки и корюшки, он часто изображал эти процессы в натюрмортах и графике. И ещё Николай Алексеевич был внимателен к городской жизни. В парке Ленина жил бездомный пёс, которого Николай Алексеевич не только подкармливал, но и увековечил на полотне.

Одним из любимых занятий были прогулки на свежем воздухе с фотоаппаратом. Он старался запечатлеть образы природы и городские виды, чтобы потом их написать. Пейзажей было очень много, их покупали чаще всего, и потому для выставки удалось найти лишь три картины. Одна из них – улочка с деревянными финскими домами в Петровском посёлке.

– У Николая Алексеевича были разные периоды в жизни, – рассказывает Анна. – Наверное, самые благоприятные начались в середине 90-х, когда он много выставлялся в Финляндии, Швеции, немного позже в Норвегии. Большим подарком для художника стало открытие студии, где он мог и писать, и учить детей и взрослых любимому занятию.

Для меня Николай Малыхин всегда останется примером того, как жить по совести, как относиться к близким и коллегам. Я не помню, чтобы он нелестно отзывался о других людях. Он всегда говорил, что думает, но никого при этом не обижал, его критика всегда была конструктивна, в том числе и поэтому к нему так тянулись и дети, и взрослые. 

Николай Малыхин не делал предварительные наброски для живописных работ и часто работал мастихином по собственной методике – крупными мазками из центрального пятна. Эта техника и насыщенные цвета рождали то живописное волшебство, которое так притягивает зрителей. Также, как его творчество, выросшее из желания стать художником, вобрало в себя события и явления его длинной, плодотворной жизни и стало культовым явлением любимого города. 

Ольга РОГОЗИНА  

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также