Когда прилетают аисты: К 75-летию Выборгского народного театра

Когда прилетают аисты: К 75-летию Выборгского народного театра
828
Когда прилетают аисты: К 75-летию Выборгского народного театра

В 70-е годы прошлого века многие самодеятельные и профессиональные театры включали в свой репертуар пьесу известного драматурга Иона Друце «Птицы нашей молодости». В числе этих коллективов был и Выборгский народный театр.

Пьеса, написанная в 1971 году и посвященная самым обычным людям молдавской деревни, за короткое время обрела богатую сценическую жизнь. Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, она давала возможность разного творческого прочтения сложных и противоречивых характеров главных героев, позволяла найти свою изюминку в передаче образа и смысла пьесы.

События происходят в одной из молдавских деревень, называемой Валя Кокориол, что в переводе означает «Долина аистов». Аисты олицетворяют здесь поэтическое начало в жизни человека, его связь с землей, которая родила и вскормила его и его предков, Предать эту землю - значит перестать называться человеком. Как можно жить без этих птиц? Как перестать видеть их отлет и возвращение? Если так случится, то мы разучимся любить родную землю и понимать друг друга.

В центре повествования – тётушка Руца и её племянник, председатель колхоза Паве Русу. Первая – как бы живое олицетворение прошлого, второй же – весь от дня сегодняшнего. От трактовки двух этих образов зависит смысл всего спектакля, содержание, которое приобретает постановка в целом.

Тётушка Руца – старая, одинокая, искалеченная физически женщина. Она внешне отгорожена от людей, но связана с ними тысячью нитей. К ней приходят сельчане в трудную минуту своей жизни, и она помогает и словом, и делом.

Руца - хранительница вековых традиций, утратив которые люди перестают любить свою родину, свою землю. В молодости эта женщина была первой плясуньей в селе. И это о ней, о её красоте пела когда-то скрипка цыгана Габулики. Так оттеняется еще один жизненный мотив – несостоявшееся женское счастье Руцы. Она прекрасно помнит, как её в далекой молодости родной брат при разделе помещичьей земли изувечил цепью. И даже аисты, по старинному поверью, приносящие счастье, не смогли тогда предотвратить беду.

Совсем не кажутся странными пронизывающие пьесу бесконечные разговоры о птицах, о кизяке, на дым которого должны прилететь аисты. Страстное желание пожилой женщины заполучить в свою деревню хотя бы одного аистенка не выглядит в конечном итоге смешным. Что ни вечер, она в своей глинобитной ветхой избушке, покрытой камышовой крышей, словно оцепенев в замкнутом пространстве воображения, видит всегда один и тот же сон: в деревню вернулись аисты, которых здесь не видели с прошедшей войны. Две пары – белые, серебристые, даже чуть розоватые – таких тётушка Руца видела лишь однажды, на заре, в своей далекой молодости и больше никогда. Этот сон всегда с нею. Поэтому днём и ночью старая крестьянка поддерживает огонь в печи, дымом кизяка надеясь привлечь птиц. А они всё не прилетают…

Тётушка Руца равнодушна к материальному благополучию. Её мир – природа, доверившая свои тайны рождения и смерти, обновления души и тела. Только ей дано понимать лечебную силу трав и кореньев. К ней идут за настоями, снадобьями. Впрочем, идут не только за лекарством и её ясновидением. К этой старой женщине идут за верой, идут словно на исповедь. Она это прекрасно понимает и пытается внушить каждому приходящему, что у него должны быть за спиной крылья надежды, без которых живущие на земле мертвы. Тётушке Руце кажется, что в каждом последующем поколении люди все меньше любят и понимают друг друга. Она считает, что это связано с перестройкой села, ведь именно тогда улетели последние аисты. А затеял все эти преобразования её племянник Павел Русу.

Павел же прикован к постели тяжелой, неизлечимой болезнью и, обреченный на внешнюю пассивность, физически угасает. Но активен разум этого человека, ни на минуту не успокаивается живая мысль, ведь за его плечами большая и сложная жизнь.

В своих видениях ему представляется, как он идет по родной земле и черпает в ней жизненную силу. Вспоминает свой путь от солдата-фронтовика до руководителя колхоза. Надо было – был старшим в разведке, надо – работал в поле, на ферме, надо – стал председателем. Всю свою сознательную жизнь руководствовался чувством долга и поэтому не умел и не привык оправдываться. И всегда был твердо убежден, что работал для людей, которым он бескорыстно служил. Беспокоился о людях и их материальном достатке, о посеве и урожае, и колхоз его был известен на всю Молдавию.

Павел легко, не задумываясь, жертвовал собой ради радости в глазах односельчан. Жертвовал даже своим семейным счастьем. И его слова: «Если верность жизни – есть труд, труд до седьмого пота, труд до последней усталости, то я смею думать, что верно прожил свою жизнь». А ему в упрек – пронзительным напоминанием его юности возникает лицо любимой девушки - «стая жаворонков, повисшая в бездонной глубине неба».

Перед своей кончиной Павел открывает в себе, что он держит ответ не только перед собой, но и перед теми, которых уже нет рядом с ним. Смертельная болезнь подкосила его, вывела из равновесия, сделала уязвимым – неожиданным осознанием своей личной неприкаянности и чужих обид, которые невольно наносил кому-то он сам, когда недопонимал собеседника. И когда в этот рассказ-исповедь включается тётушка Руца, то постановка приобретает остроту поединка. Конфликт вызван столкновением нравственных позиций этих двух персонажей.

Смерть настигает Павла в тот момент, когда он, шатаясь, выходит на крыльцо, проститься с колхозниками. Поднимает руки к небу, наполненному щебетом просыпающихся на утренней заре птиц. Это очень трогательная сцена. Герои здесь обретают наконец полное взаимопонимание, но сердце щемит от близости неминуемого расставания. Примиряет этих родных людей совсем не «кизячий дым» - каждому из них дороги запахи свежевспаханного поля, судьба родного места и страны в целом.

Неудивительно, что главный режиссер Народного театра Дома культуры Борис Фурнэ обратил своё внимание на эту пьесу Иона Друцэ и решил поставить ее в Выборге. Это был очень важный момент в его творческой жизни. В 1972 году коллектив покинул его руководитель Иван Устинов, актеры в знак солидарности также стали уходить из театра. Спасти творческий коллектив могла только безоговорочная победа в значимом театральном конкурсе. И Борис Фурнэ постарался найти ключик к каждому актеру «золотого» состава труппы. Он твердо знал, что эта «гвардия» не подведет, они своим актерским мастерством и талантом не раз демонстрировали высокий профессионализм на сцене. Ситуация была: или грудь в крестах, или голова в кустах.

Еще одной побудительной причиной было желание режиссера доказать, что такая сложная пьеса по плечу не только профессионалам. Собственно говоря, это был вызов столичному Малому театру, на сцене которого в это время шла пьеса «Птицы нашей молодости». Не исключено, что был и третий мотив: наверняка, Борис Фурнэ хотел, чтобы ленинградское театральное сообщество поняло, что он стал режиссером не только по воле случая, но и в силу своего природного дара. Надо признать, что Борису Петровичу, действительно, были присущи искренность и эмоциональность, игровое озорство, понимание смыслы пьесы и умение работать с людьми. Кстати, творческая смелость главного режиссера проявилась не только в выборе пьесы, но и в её оригинальной трактовке, необычном сценическом прочтении.

Решение было принято, роли распределены, начались ежедневные многочасовые репетиции. Как говорили сами актеры: «Поздний вечер, стрелки часов перевалили за цифру десять. Опустели и затихли коридоры и холлы Выборгского Дома культуры, притушили огни. И только из-за дверей одной комнаты падает сноп лучей электрического света. Здесь все еще продолжаются занятия. Актеры Народного театра работают над новой пьесой».

И вот наступает самый волнующий момент – премьера! 18 и 19 мая 1973 года зал был полон, зрители пришли на встречу с любимыми артистами. Первое появление на сцене каждого артиста встречали аплодисментами. Актеров это вдохновляло и вселяло силы. Всех поразила Алина Курицына (тетушка Руца) - ей удалось передать ту житейскую мудрость, которая приходит к человеку, пережившему личные жизненные невзгоды и не утратившему веру в жизнь, в ее красоту, к человеку, который не гнется под ударами судьбы. Многим запомнилась сцена гадания, когда главная героиня предрекает вдове Артине (Нина Егги) заведомо несбыточное возвращение её мужа, пропавшего без вести на войне. Вдова, вопреки всему начинает верить в возвращение любимого человека, когда тётушка Руца, не глядя в карты, словно заклинание, повторяет: «Он придет, не узнав своего дома, потом ты возьмешь его за руку, как малое дитя, и он сядет устало»… Этот диалог вызывал слезы - большинство из сидящих в зале хорошо знали, что такое война, и им известно было чувство потери родных и близких. И чем горестнее просит Артина пожалеть её, получше взглянуть в карты, тем увереннее повторяет Руца свою святую ложь.

В статье «Душа и мудрость народа» корреспондент «Выборгского коммуниста» Н. Савина писала: «Всего два месяца работал коллектив Народного театра Выборгского Дома культуры над очень сложной для постановки пьесой молдавского драматурга Иона Друце «Птицы нашей молодости». Премьера прошла с успехом. Главному режиссеру театра Б. Фурнэ и актерам удалось передать философский смысл пьесы, раздумья автора в трудной, но упрямой жизни (за что её и любят люди), о том, как человеку необходимо тепло души, как важно унаследовать народный опыт в строительстве нового общества. Колоритные, запоминающиеся образы создали Алина Курицына (тётушка Руца), Иван Воронов (Андрон), Олег Бауман (Павел Русу). Перед зрителем проходит нелегкая, полная противоречий и трудностей жизнь молдавской деревни, судьбы многих людей, каждая из которых легла в основу драматической новеллы. И в том, что спектакль получился цельным, не распался на отдельные части, большая заслуга режиссера. Отлично выполнены декорации, хороши костюмы. Молодой художник Николай Шаповалов продолжает творческое содружество с театром».

Продолжила тему Э. Соловьева: «Волнует зрителей каждая встреча с Алиной Курицыной (тётушка Руца), за «неприглядной внешностью и суровым характером» которой скрывается мудрая и добрая душа народа – недаром в самую трудную минуту к ней идут люди за советом и помощью.

Эта новая работа Народного театра стала примечательной еще и потому, что в сложнейшем драматическом материале раскрыла богатые творческие возможности театрального коллектива. И вот поездка в Калининград, где выборжцам была предоставлена высокая честь открыть зональный смотр народных театров Северо-Запада России. Зрители – рыбаки, китобои, судостроители. Спектакль прошел на ура. Выборгский театр приобрел ценнейшее новое качество: он стал подлинно народным. Искренностью, правдой он покорил зрительный зал. Все, даже эпизодические роли, выполнены добротно. Культурной выразительностью отличаются массовые сцены.

Лаконичное оформление. Музыка трогает, волнует, помогает создать поэтическую атмосферу спектакля.

Калининградцы тепло приветствовали выборгских артистов. Букеты ярких тюльпанов, сирени были преподнесены каждому члену коллектива, вручен памятный подарок».

Василий Кляузов, работавший в свое время в Выборге, а на тот момент режиссер Народного театра районного Дома культуры Калининграда, сказал так: «Очень понравилась игра Алины Курицыной. По-моему, это лучшая из её ролей».

Жюри присудило Выборгскому Народному театру первое место. Почетные дипломы были вручены Алине Курицыной, Нине Егги, Людмиле Лягиной, Борису Фурнэ. Была завоевана путевка в Москву, на Всероссийский смотр Народных театров, посвященный 50-летию образования СССР.

А. Рачко, в своей статье «Путевка в столицу» писал: «Второй раз предстоит выборжцам выступить на столичной сцене: впервые они показали в Кремлевском дворце съездов спектакль по пьесе Владимира Маяковского «Клоп», став лауреатами Всероссийского смотра Народных театров 1965 года. Борис Фурнэ играл в этом спектакле несколько эпизодических ролей. А сегодня он главный режиссер Выборгского Народного театра. Его постановку «Птицы нашей молодости» по пьесе Иона Друце театр покажет на смотре. Драматическая поэма автора не относится к числу легких произведений для театра. Философская пьеса молдавского драматурга о красоте родной земли, не замечая которой, человек нищает нравственно и духовно, требует поэтической образности в режиссерском решении, исполнительского мастерства.

Не хлебом единым жив человек, нужны ему и аисты на крыше его дома, и холодное серебро родниковой воды. Эту истину открывает председателю колхоза Павлу Русу крестьянка, тётушка Руца, которую играет одна из талантливейших и старейших актрис театра, отдавшая ему почти четверть века диктор местного радио А.П. Курицына – богатый духовный мир, доброта и человечность её героини заставляют Павла – его роль исполняет инженер-конструктор О.П. Бауман - отказаться от своего потребительского отношения к жизни».

На этом смотре Народных театров постановка Бориса Фурнэ по пьесе молдавского драматурга Иона Друце «Птицы нашей молодости» была признана одной из лучших, представленных к показу.

Во время конкурсного показа в зале находился и сам автор пьесы. После спектакля Ион Друце сказал, что Выборгскому Народному театру удалось понять и передать сценический его замысел. До этого времени, по словам драматурга, ни один из театров, включая профессиональные, не смог до конца справиться с этой задачей – рассказать о земле и о своих корнях, лишившись которых, люди теряют все.

Этими словами было сказано очень многое, и это была настоящая победа. Борис Фурнэ мог смело гордиться тем, что ему удалось восстановить и сохранить коллектив театра. Актеры стали полностью доверять ему как режиссеру и руководителю.

Что же касается драматурга Иона Друце, то по итогам Всесоюзного фестиваля драматургии и театрального искусства народов СССР он был награжден денежной премией и дипломом 1 степени. Дипломом был награжден и Малый академический за создание спектакля по той же пьесе. В Большой Советской энциклопедии, том 17, написано: «Среди наиболее интересных спектаклей Народных театров - спектакль «Птицы нашей молодости» И. Друце (Выборгский Народный театр, режиссер Б.П. Фурнэ)». Это высшая оценка актерского и режиссерского таланта нашего Народного театра.

Мирхат Мусин

Читайте также