Кинофестиваль «Окно в Европу» подвёл итоги и раздал награды

Кинофестиваль «Окно в Европу» подвёл итоги и раздал награды
776
Фото Дениса Егорова

Накануне закончился 33 кинофестиваль «Окно в Европу». Торжественной церемонии награждения победителей конкурса игрового, документального и анимационного кино предшествовало открытое заседание жюри.

Кинематографисты поделились своими впечатлениями и предположили, каким окажется ближайшее будущее российского кинематографа, ведь девиз смотра на протяжении долгих лет – «Российское кино: прогноз на завтра».

Президент кинофестиваля Сергей Урсуляк выразил признательность участникам, гостям и организаторам, особо поблагодарил генерального продюсера и программного директора  «Окна в Европу» Геворга Нерсисяна и Андрея Апостолова. Затем слово предоставили председателям и членам конкурсных жюри.

Обсуждение открыл Александр Храмцов, возглавлявший жюри конкурса анимационного кино.

— Было много сильных дебютных фильмов, присутствовало и мастерское кино известных режиссёров. Мультипликация – очень поэтичное искусство. Важно сделать фильм так, чтобы это его поняли зрители, чтобы читалось режиссёрское послание. Александр Храмцов

Его коллега, член Союза кинематографистов и Союза художников Владимир Ефимов подтвердил, что отечественная анимация находится на подъёме.

— Немало серьёзных, вдумчивых, индивидуальных работ. Успехи заметны, — сказал мастер.

Член жюри, писатель Станислав Востоков посетовал, что сейчас мало мультфильмов-экранизаций, в отличие от советского периода. В программе фестиваля из 25 работ лишь одна относится к адаптации. Станислав надеется, что в дальнейшем литература и анимация станут более тесно сотрудничать.

Киноведа Любовь Аркус, руководившую работой жюри конкурса документального кино, порадовало, что в программу конкурса вошли неигровые ленты, ярко обозначившие жанр: комедии, драмы. К сожалению, прогноз на будущее эксперт дала грустный. Она не понимает, где в дальнейшем смогут проявить себя кинодокументалисты, даже очень талантливые. Эта проблема существовала и раньше, но всё же вопрос удавалось решать – «сушествовали ниши». Сейчас они тоже есть, например, можно снимать по заказу государства или  по приглашению так называемых нежелательных организаций. Ни то, ни другое Любови Аркус не нравится, наверняка такие ленты мало востребованы и у публики. Но эти картины хотя бы можно увидеть, а вот по-настоящему интересные, яркие работы, скорее всего, сможет оценить только фестивальная публика.

— Была масса прекрасных картин, — оптимистично начал своё выступление председатель жюри конкурса игрового кино, сценарист Олег Маловичко. Однако тут же счёл необходимым сбавить благостный настрой.

— Но во всех фильмах красивые определения «поиск пути» и «возвращение к себе», всегда свойственные кино, реализованы через край. Ленты этого фестиваля слишком сильно вернулись к человеку. Мне в каждой представленной работе хотелось усилить конфликт. Мы словно перестали смотреть на острые углы, сильно оторвались от того, что сейчас происходит в стране и в мире. Возможно, так и надо, но, может быть, попытаться сказать о том, что тебя волнует, резко, наотмашь, не боясь последствий, даже презирая их? Как перейти от индивидуальности к ответственности и гражданственности, наверное, выяснится на следующих фестивалях.    

Вечером в Выборгском замке прошло вручение наград фильмам-призёрам. Церемонию провёл президент «Окна в Европу» Сергей Урсуляк вместе с дочкой – актрисой Дарьей Урсуляк.

Победителем среди анимационных работ стал мультфильм Марии Верик и Дмитрия Мосягина «Жил-был тигр». Жюри конкурса документального кино пришло к выводу, что главного приза заслуживает лента Филиппа Устинова «Инстинкт». Среди игровых картин призёров насчитывалось больше, но и различных номинаций в конкурсе художественных фильмов достаточно. Картину «Большая земля» Юлии Трофимовой отметила Гильдия продюсеров России. Приз киностудии «Нэцки» имени Саввы Кулиша вручили Юрию Мокиенко за работу «Великанцы». Приз медиаконгресса «Содружество журналистов» за лучший сценарий (Павел Кошелев) заслужила лента  Филиппа Ларса «35 страница». I место в конкурсе «Выборгский счёт» имени Армена Медведева отдано фильму Тины Баркалая «Жемчуг», эта же лента получила спецприз «Окно в контакте» и удостоилась особого упоминания жюри «За соединение миров». Оператор «Большой земли» Михаил Дементьев получил приз президента фестиваля.

Не остались без внимания жюри в виде спецприза картины Стаса Иванова «Геля» («За энергию на экране»), «Встречные» Камилы Рамазановой («За искренность и человечность»). Также жюри отметило в этой ленте актёрский дуэт, в котором блистали Дмитрий Куличков и Виктория Тихомирова. Фильм «Делириум» Вячеслава Березовского понравился экспертам «За смелость». С количеством наград с «Жемчугом» может сравниться только дебютная картина Рауля Гейдарова «День рождения Сидни Люмета». Это III место в конкурсе «Выборгский счёт», победа в рейтинге кинокритиков «Пять звёзд» и, наконец, главный приз в конкурсе игрового кино!

Рауль Гейдаров, получая награду, не скрыл, что очень любит наш город. Бывал здесь не раз, а как-то даже встретил Новый год не за праздничным столом в весёлой компании, а в одиночестве, возле выставочного центра «Эрмитаж-Выборг». Рауль благодарен за высокую оценку своего произведения. Молодой кинорежиссёр надеется, что победа на выборгском кинофестивале поможет ему в дальнейшей творческой карьере.

Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также