Карен Шахназаров: «Более 30 лет назад я получил поддержку коллег в Выборге. Этот город дорог для меня»

Карен Шахназаров: «Более 30 лет назад я получил поддержку коллег в Выборге. Этот город дорог для меня»
823
Фото: oknofest.com

Творческие встречи с кинематографистами – давняя традиция выборгского кинофестиваля «Окно в Европу».

Не стал исключением и нынешний кинофорум. В библиотеке Алвара Аалто прошло общение с народным артистом России, кинорежиссёром, сценаристом и продюсером, генеральным директором и председателем правления киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым. Лекционный зал был переполнен поклонниками творчества мэтра.

Карен Георгиевич не раз приезжал на наш киносмотр. Особенно памятен режиссёру самый первый фестиваль, носивший приставку «кинорынок», прошедший в декабре 1993 года. В Выборг Шахназаров привёз свою недавно вышедшую картину «Сны», хлёсткую сатиру на новые времена. Лента откровенно критиковала режим тогдашнего Президента РФ Бориса Ельцина. И именно «Снам» жюри присудило главный приз.

— Для меня это была очень сильная поддержка со стороны коллег, за что я и сейчас признателен, — говорит кинематографист.

В этом году исполняется полвека со дня начала работы Карена Шахназарова в большом кино. В 1975 году, закончив ВГИК, он поставил дипломный короткометражный фильм «Шире шаг, маэстро!» по одноимённому рассказу Василия Шукшина. Полноценный дебют состоялся в 1979 году, когда на экраны страны вышла сатирическая комедия «Добряки», довольно острая по тем временам. Съёмки проходили в Кисловодске, городе, где было немало «цеховиков», которые имели немалый вес в местном обществе. Так что съёмочная группа познала и официальную, и теневую стороны жизни города-курорта.

Подлинную славу Шахназарову принесли две музыкальные ленты – «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх», а закрепила известность одна из знаковых картин эпохи перестройки – «Курьер», которую режиссёр снял по своей повести. После были «Город Зеро», «Цареубийца», «Американская дочь», её сценарий родился из личной истории кинематографиста.

На съёмках фильма «Белый тигр» режиссёру пришлось, по его словам, командовать практически танковым полком. Но к тому времени Карен Шахназаров уже был маститым, опытным киношником. Хотя организационный размах съёмок ни в коей мере нельзя сравнить с работой Юрия Озерова «Освобождение». Генеральный директор «Мосфильма» искренне восхищается масштабом той киноэпопеи.

Почему знаменитый Леонид Гайдай очень сдержанно воспринял дипломную работу выпускника ВГИКа Шахназарова? Чем объясняется столбняк, нашедший на режиссёра прямо на съёмочной площадке «Добряков»? Почему на режиссёра обиделся Анатолий Собчак? Сильно ли изменилось кино после прихода цифровых технологий? Об этом, и не только, читайте в очередном печатном выпуске газеты «Выборг».

Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также