История и модерн на Замковом острове
Примерно сто лет – с 1815 по 1915 – охватывает выставка «История и модерн. Пространство повседневности», развернутая в Выборгском замке. В двух больших залах Цейхгауза уместилось стилевое многообразие эпохи – от неоренессанса до модерна.
Мальчик с виноградом; столовая в стиле эклектики; прелестные жирондоли; миниатюрные интерьеры, выполненные финскими мастерицами; привезенные в Выборг из Парижа чугунные фигурки детей; витрины с личными вещами и фотографиями дарителей музейных коллекций; собрание стульев, начиная от всем известных венских, заканчивая редким виндзорским, который едва не угодил на свалку… По словам старшего научного сотрудника Выборгского музея-заповедника Юлии МОШНИК, большинство предметов – из музейных фондов, многие экспонаты принадлежали семьям, которые так или иначе были связаны с Выборгом. По-разному эти предметы становились музейными единицами. Например, две гранитные скульптуры финского архитектора Эмиля Халонена, ранее украшавшие вход в дом компании «Хякли, Лаллукка и Ко» на углу улиц Вокзальной и Маяковской, в своё время были найдены сотрудниками музея Зинаидой НОВОСЁЛОВОЙ и Галиной КЛЯРОВСКОЙ на Интендантской горе на свалке комбината благоустройства. Зинаида Анатольевна Новоселова и сегодня посещает знаковые мероприятия в замке и парке Монрепо, на этот раз она рассказала абсурдную по всей сути историю спасения венских стульев из прачечной на улице Мира. На просьбу отдать ненужные предметы мебели, Зинаида Анатольевна получила ответ: лучше мы их сожжем, чем вам отдадим. Тем не менее, на следующий день стулья были вывезены и пополнили музейные фонды.
Главный хранитель Выборгского музея-заповедника Наталия ФЁДОРОВА рассказала, что выставка вдохновила всех, кто принимал участие в её создании. Но сформировать экспозицию оказалось непросто как раз потому, что в музейном фонде много предметов, иллюстрирующих заданную тему. По компоновке интерьерных блоков отталкивались от крупных объектов, а к ним добавляли сопутствующие теме предметы. При этом старались не только представить исторические стили, но и создать настроение, передать атмосферу эпохи. Этому во многом способствуют вещи из семейных коллекций архитектора Андрея Оля, революционера и писателя Николая Буренина, начальника Выборгского военного госпиталя Михаила Карпинского, врача-психиатра Николая Плохинского и других.
Буфет в неоготическом стиле – один из красивейших экспонатов выставки
Иные экспонаты придают выставке сентиментальный и даже веселый характер. Как, например, фотографии из коллекции Плохинского, на которых он изображен в семейном кругу. Или галстуки-бабочки, которые носил франт Николай Буренин. И совсем радостные эмоции вызывают снимки шаловливых детей начальника искровой станции капитана Анатолия Катанского.
Другие предметы напоминают о трагических страницах истории, в том числе выборгской. Среди них – фотография из личного архива полковника Михаила Тимофеевича Софийского, командира Выборгского крепостного полка, погибшего в 1918 году во время Выборгской резни. Еще один трагический персонаж – Иван Алексеевич Акулов, организатор ячейки ВКП(б) в Выборге, фактический создатель советской юстиции, возглавлявший суд по делу убийства Кирова. В 1937-м его осудили, приговорили к высшей мере, а в 1954-м реабилитировали. При всей неоднозначности его личности, Акулов имел романтическое пристрастие к русскому стилю. На выставке представлен резной деревянный письменный прибор, которым бывший первый прокурор СССР постоянно пользовался в повседневной жизни.
Говоря о русском стиле, невозможно не упомянуть массивный деревянный шкаф, украшенный резными элементами, типичными для деревенской избы, с выразительной медвежьей мордой по центру. Историю этого шкафа связывают с именем великого князя Владимира Александровича и его дворца, ныне известного в Петербурге как Дом ученых. Известно, что шкаф сделан мастером Крыловым в 1879 году, несколько позже, чем было закончено оформление дворца. Почему шкаф не вписался в великокняжеские интерьеры и как попал в Выборг, в этом ещё предстоит разобраться.
Выставка дает возможность наблюдать, как неоренессанс повлиял на предшествующие художественные стили. Юлия Мошник коснулась темы бозара – архитектурного стиля, возникшего в Школе изящных наук в Париже в противовес увлечению национальным средневековьем. Новый стиль соединил в себе традиции классической и неоклассической архитектуры, итальянского ренессанса и французского барокко. Если упрощенно, бозар – это переосмысленная классическая архитектура с большим количеством декоративных элементов. Если вы бывали во французской столице, здесь много зданий и архитектуры в этом стиле. Один из наверняка известных русским туристам примеров – мост Александра III. Имеющий на тот момент самую современную конструкцию, мост обильно украшен декором в стиле бозар.
Письменный прибор, принадлежавший первому прокурору СССР Ивану Акулову
Как это обычно бывает, популярный стиль распространился в разных художественных сферах. Производители стали выпускать ориентированные на массовый вкус изделия с античными сюжетами, измененными на современный лад. Одним из пионеров в этом направлении стала основанная в 1835 году компания «Вальдон». Первоначально там производили садовую мебель, затем переключились на изготовление парковой скульптуры из чугуна, постепенно вытесняя конкурентов и завоевывая европейский рынок. Большая часть работ компании была спроектирована известным архитектором, выходцем из Дижона Матюреном Моро. Компания не страдала от недостатка заказов. На фотографиях того времени видны стройные шеренги чугунных нимф и русалок, кудрявых мальчиков и красивых девочек. Мода на ангелочков пошла оттуда же. В 1897 году Моро создал аллегорические фигуры «Письмо» и «Чтение». Их заказывали для школ и библиотек, очевидно, с целью научить детей красиво писать и читать хорошие книги. Судя по всему, в бывшую городскую библиотеку Выборга она попала прямиком из Парижа после посещения тогдашним выборгским чиновником знаменитой Всемирной выставки. Оттуда милая парочка переместилась в музейные фонды, а сейчас ею могут полюбоваться посетители выставки.
Как верно заметила Юлия Мошник, каждый экспонат на выставке достоин того, чтобы о нем рассказали. Особенно, когда речь идет об интерьерах в стиле модерн, завершающем описываемую эпоху. Почти все предметы этого тематического блока происходят из огромной коллекции доктора Плохинского. Здесь кровать с модерновым рисунком спинки, венский стул, произведенный на фабрике Конов, этажерка, тумба, чудесное утреннее белое платье и японские панно, выполненные из кости и эмали. Эпоха модерна была во многом вдохновлена японской культурой, которую европейцы лишь открывали в начале прошлого века. Различные предметы искусства, привезенные путешественниками из Страны восходящего солнца, оказали большое влияние на эстетику модерна.
Здесь нельзя не упомянуть ещё один, желанный в каждом доме, предмет. Юлия Мошник вспомнила героиню одного из последних романов Тургенева, которая говорила: «У меня одно на уме – швейная машинка». Речь идёт, конечно, о швейной машинке «Зингер», без которой невозможно было представить жизнь людей в начале прошлого столетия, да и во многие последующие годы. «Зингер», между тем, имел поначалу конкурентов. Фирма «Мюллер» производила швейные машины не только для взрослых, но и для детей.
– Детей в то время с самого юного возраста готовили к взрослой жизни, – говорит Юлия Мошник, – они должны были учиться делать то же самое, что взрослые.
В витрине рядом с детской швейной машиной незамысловатые детские кухонные орудия труда, кстати, неотличимые от нынешних. Назначение различных головоломок из коллекции семьи Плохинских с первого раза угадать не удалось. Ответ прислала Наталия Фёдорова. «Замечательные фокусы из проволоки» были изготовлены в мастерской Меламеда в Санкт-Петербурге. По уверению производителя, проволочные фокусы приучают к терпению и сообразительности. Из двенадцати фокусов на выставке можно увидеть четыре. Вызывают интерес названия: «Сапоги Голиафа» (Снятые с телеграфа), «Два фараона» (Из города Херсона), «Балканские горы» (В память о Турецкой войне), «Женский вопрос» (Пожалуй, не скоро его разберешь). Жаль, что разобраться в этих головоломках нельзя, всё-таки музейные экспонаты. Есть ощущение, что они могли бы быть актуальны и сегодня.
Ольга РОГОЗИНА
Читать все статьи автора Ольга Рогозина
Читайте также
-
В Выборге прошёл мастер-класс по управлению БПЛА после физической нагрузки
-
В Ленобласти расширили список детей, имеющих право на бесплатный проезд
-
Областные парламентарии поддержали геномную регистрацию для гастарбайтеров
-
Пожар на углу Московского и Крепостной в Выборге уничтожил студию загара
-
Камеры фотовидеофиксации на дорогах Ленобласти дисциплинируют водителей
-
Год семьи прошёл, поддержка семей, материнства и детства продолжается в нацпроектах