Илья Слепцов: Красота воспитывает

Илья Слепцов: Красота воспитывает
1007

Выборгу повезло с тем, что именно в нашем городе прошел первый архитектурный фестиваль «Память места»: в библиотеке Аалто и замке прозвучало много интересных сообщений. Но главное: фестиваль собрал людей, для которых само понятие – память места – оказалось близким и понятным.

Мест, о которых нельзя забывать, в Выборгском районе много. В последний день фестиваля в замке состоялась дискуссия о старых усадьбах. В начале 20 века в Выборгском районе их было порядка восьмидесяти. Судьба большинства драматична: война, время и человеческое бездействие разрушили многие из них. Полина СВЕТОЗАРОВА, организатор фестиваля, пригласила представителей трёх усадеб – Киискиля, Суур-Мерийоки и Ала Кирьола, бывшей усадьбы семьи Нобелей в Ландышевке. Все они так или иначе знакомы выборжцам. Ландышевка выступила в роли того места, на котором юные дизайнеры в возрасте до 19 лет должны были создать объект, напоминающий о его прошлом.

Из всех трёх наилучшее перспективы имеет усадьба Киискиля, которая активно реставрируется и развивается благодаря усилиям нового владельца. Илья СЛЕПЦОВ рассказал о спонтанном решении приобрести усадьбу, главное здание которой тогда, в 2016 году, находилось в шаге от гибели. Это история о том, как доктор, хирург стал финансистом и организатором всех процессов, которые происходят в Киискиля. Недавно председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир ЦОЙ устроил туда экскурсию для областных журналистов, и мы писали о том, что происходит в усадьбе. Территория, которая поначалу выглядела как забытая Нарния, сейчас имеет все шансы на новую жизнь.

– В этом году проекту исполняется восьмой год, – рассказал Илья Слепцов. – Всё оказалось не так просто, как я предполагал, но тем не менее мы двигаемся, на мой взгляд, нормальными темпами. Мы говорим туристам, что показываем им проект в развитии. Окончательная красота будет лет через двадцать. И я вижу, что людям сегодня это интересно и важно.

В социальных сетях хозяина Киискиля иногда критикуют за то, что реставрация главного здания идет слишком медленно. Пишут, надо нанять нормальных плотников, они всё сделают за год. Нам не надо быстро, нам надо качественно, отвечает Слепцов.

 Суур-­Мерийоки

Относительно недалеко от Киискиля находятся руины Суур-Мерийоки – поместья, известного с начала 16-го века. В 1901-1904 годах тогдашний   его владелец Максимилиан Нойшеллер, знаменитый меценат и благотворитель, заказал проект комплекса усадьбы в архитектурном бюро Германа Гезеллиуса, Армаса Линдгрена и Элиэля Сааринена. Нойшеллер был сказочно богат и ни в чем не ограничивал архитекторов, которые после триумфального показа на Парижской выставке были на пике славы. Усадьба, наполненная изысканными и оригинальными предметами интерьера, стала триумфом модерна, но век её был недолог. Во время войны прямым попаданием авиационной бомбы дом был разрушен. До наших дней сохранился фундамент главного здания, каменная арка и некоторые другие элементы.

Руины усадьбы находятся в самом дальнем – Харитоновском микрорайоне Выборга. Проживают там порядка 800 человек, а культурных площадок в микрорайоне нет, поэтому остатки усадьбы издавна привлекали местных жителей как место для отдыха.

Лилия ГЕРАЩЕНКО, историк и добрый ангел-хранитель усадьбы, рассказала, что сегодня отдыхающие стали более цивилизованными. Очевидно, перемена в отношении к месту произошла в том числе и потому, что энтузиасты, сплотившиеся вокруг Лилии Валентиновны, придумали проект по сохранению объекта культурного наследия усадьбы Суур-Мерийоки и развернули в районе активную просветительскую работу.

Виталий САМУШЕНКОВ, один из инициаторов проекта, рассказывает, что с усадьбой он познакомился благодаря Лилии Валентиновне: она преподавала историю в вузе, где он учился.

– Однажды, году в 2007-2008-м, мы выехали со студенческим активом на субботник на эту территорию. Лилия Валентиновна рассказала историю этой усадьбы. Рядовой выезд дал толчок тому, что мы сейчас делаем, – вспоминает Виталий. – Спустя много лет я приехал сюда и понял: надо сохранить это место.

Восстанавливать, а точнее строить усадьбу заново – таких замыслов у волонтеров нет. Но есть реально выполнимый проект из трёх частей. Во-первых, в местном магазине, спасибо его хозяину, создано выставочное пространство, где размещены некие артефакты, фото и видеоматериалы об усадьбе.

– В рамках одного из президентских грантов удалось обновить экспозицию, добавить стеллажи, закупить проектор, – рассказал Виталий. – Кроме того, мы изготовили вращающийся стенд, на котором можно показывать макет усадьбы.

Кроме того, идет работа над созданием цифровой модели усадьбы, которую можно демонстрировать на больших сенсорных экранах или с помощью дополненной реальности. Планируется, что она будет детально проработана: можно будет зайти внутрь, осмотреть особенности интерьера, элементы мебели, росписи. Следующий этап – создание и поддержка исторических экотроп в ландшафтном парке, спроектированном еще во время закладки усадьбы. Виталий и его бывший одноклассник Никита ЧУКИН давно живут в Петербурге, но родной город не забывают. Каждые выходные – в Выборге.  

– Одни выезжают на шашлыки, другие – в походы, а мы выезжаем на субботники. Косим и убираем траву, проводим другие работы. – рассказывает Виталий. – Два года разбирали огромную яму с мусором, который копился годами. 

Самушенков и другие «друзья усадьбы» считают, что их усилия привлекают внимание к выявленному ОКН и помогают его сохранить. «Другом усадьбы» можно стать, присоединившись к сообществу. Подробности здесь: https://suur-merijoki.ru/

 Нобели и Ландышевка

– С огромным восторгом и завистью я слушала предыдущих ораторов. С завистью, потому что наш проект невозможно восстановить. Но в любом случае, наша история дала толчок целой цепи событий, которые позволили довольно большому кругу людей познакомиться ближе со страницами истории нашей страны, о которых многие, возможно, не знали, – сказала Лариса Базылевич перед показом фильма «История усадьбы семьи Нобель», снятой кинокомпанией «СК» в 2011 году.

Лариса Базылевич была одним из авторов фильма о визите Питера Нобель-Олейникова, потомка основателя знаменитой премии, в поселок Ландышевка. Здесь до войны располагалась чудесная усадьба Ала Кирьола, от которой сегодня практически ничего не осталось. Невозможно без эмоций наблюдать кадры, на которых два потерянных во времени немолодых человека бродят по местам своего счастливого детства. В конце фильма Питер Нобель-Олейников говорит: «Мы не хотим восстановления усадьбы. Мы хотим, чтобы сохранилась память о ней».

В 2000-х Питера Нобеля-Олейникова пригласил в Ландышевку Андрей НЕКРАСОВ, тогда глава администрации Советского городского поселения. В фильме он рассказывает: «За моей спиной на берегу Финского залива находилась усадьбы семьи Нобелей. Над лесом развевался шведский флаг. Во время войны усадьба была разрушена. Остались только хозпостройки и конюшня из красного кирпича. Уцелели также два здания для прислуги, в них сейчас живут наши граждане».

В 2014-м Некрасов, теперь уже глава Советского городского поселения, планирует, где лучше поставить легкую изящную беседку, напоминающую о садовой архитектуре столетней давности, характерной для усадьбы Нобелей. Проект беседки для конкурса «Память места» придумала ученица 6 класса выборгской школы № 10   Таисия СЫСОЕВА. Выполнил его своими руками Андрей ЛИСИН, воспитанник Центра молодёжного инновационного творчества.

В свое время эта прекрасная земля привлекла семейство Нобелей. Сегодня Андрей Некрасов хочет привлечь туристов на берег Финского залива: проложить экологическую тропу, поставить на местах для отдыха такие беседки, чтобы можно было в тишине и спокойствии наслаждаться красотой северной природы.

Вы заметили, что все участники этой истории, люди разных возрастов и профессий – волонтеры? Они спасают красоту не за деньги, а по любви. Красота, может, и не спасет мир, но она, по выражению Ильи Слепцова, воспитывает, и значит, у нас есть надежда.

 Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также