Чтобы в жизни всё сложилось, нужно правильно мечтать
Беседа с основателем и лидером группы GERALDIKA
Мансарда Алекса МОРО – настоящая мастерская звука, где воедино сливаются музыкальная атмосфера выборгского рока и творческие устремления автора. В студийной комнате тихо, но воздух буквально пропитан вибрациями прошедших репетиций и квартирников.
Вдоль стен рядом с мощными усилителями расположены акустические и электрогитары, готовые привычно отозваться в любой момент... Ударная установка, занимающая центральное место в помещении, ожидает очередного ритмического взрыва.
Алекс сидит в компьютерном кресле за столом. На экране монитора – разноцветные звуковые дорожки. Слева от клавиатуры в художественном беспорядке раскиданы листы с набросками стихов.
Выборжцы знают Алекса Моро как музыканта, основателя и бессменного лидера группы GERALDIKA. Талантливый человек, как известно, талантлив во всём, и Алекс – не исключение: художник, организатор концертов, композитор, и даже… журналист.
– 16 лет назад я работал в газете «Выборг» под псевдонимом Алексей Русский. Занимался вопросами культуры и спорта. Писал о футбольных матчах и различных музыкальных фестивалях – о том, что нравилось самому. Писать люблю и умею, но не ставил себе цели развиваться в этом направлении дальше.
– Тебе когда-либо хотелось уехать из Выборга?
– Я пробовал. Жил в Петербурге с 2003 по 2008 год. Трудился в легендарной котельной «Камчатка», жил рядом и мог в тапочках дойти до работы. Многое, что сейчас имеется в этом клубе – благодаря моим рукам: сцена, звук, роспись стен. В этой тусовке мгновенно стал своим, перезнакомился со многими звёздами рока: с Марьяной Цой, Олегом Гаркушей. В большом городе совсем другая жизнь, и для того, чтобы там остаться, нужен смысл. Вообще-то, можно сказать, мы и так живём в районе Питера. Те, кто проживает в Купчино, точно также добираются до места назначения час и более. Большой город требователен к своим жителям.
– Не маловат ли Выборг для тебя?
– Здесь свой слушатель, прикормленный годами и выращенный поколениями. Я знаю: он обязательно придёт на мое выступление. Чтобы добиться такого же результата в Питере, потребуется ещё столько же времени. Сейчас публика не готова посещать концерты в том объёме, в каком это было раньше. Предпочитают онлайн-трансляции.
– А энергия монитора не передаёт должных эмоций…
– Абсолютно! Совершенно иное восприятие. В общем, в Выборге я живу припеваючи. Мне совсем не нужно кому-то что-то доказывать. Знаю здесь каждый камень и уже в 7 лет мог нарисовать карту Выборга. Я настолько люблю свой город, что не готов его променять ни на какой иной. Моё творчество нужно здесь, на моей земле. На родине всегда дышится легче. А в южных широтах никогда не будет башлачёвских протестных песен, потому что когда светит солнце, и стоит выбор между работой в студии и отдыхом на пляже, большинство выберут второе…
– Как изменилась музыкальная жизнь в городе с начала 2000-х?
– Мы, к счастью, больше не видим на концертах молодёжь, подверженную вредным привычкам. Ребята стали более сознательными. Студия «Город звука», где сейчас занимаются молодые и позитивные, меня безмерно радует. Отдал им коллекцию афиш – не только своих, но и фестивальных в том числе. «Деклассирующим» элементам помогать бы не стал. Лучшее время всегда – это сейчас!
– Чем ты зарабатываешь на жизнь?
– Даю уроки игры на гитаре. За 31 год выпустил 35 альбомов. «Наелся» живым звучанием рока и решил сменить концепцию в пользу синти-поп. Теперь для того, чтобы делать музыку, необязательно собирать команду. Хотя у меня два состава: акустический и электро. Техника, в отличие от человека, не подведёт, а вот музыкант может прийти нетрезвым, например, и если не сорвёт концерт, то подпортит звучание. Это издержки старой школы рока. Но дело не только в этом: синтетические звуки всегда «выигрывают» по яркости звучания у живых инструментов. Поэтому самое верное решение: смешение одного с другим.
– Как ты считаешь, почему творческие люди наиболее склонны к зависимостям, к допингу?
– Зачастую они проходят через боль, иначе ничего создать не могут. Поэтому окунаются в неё и доходят до самого дна. В моей жизни всё изменилось: я понял, что это только мешает. Поэтому веду здоровый образ жизни: посещаю бассейн, занимаюсь спортом.
– Где черпаешь вдохновение?
– Во время прогулок по Выборгу, при просмотре фильмов, чтении книг, прослушивании самых разных композиций. Из человека выливается то, что влито: компиляция всего, что он понял. Музыка имеет два направления: танцевальная – для тела, или «думающая» – для ума. Но смысловая нагрузка в тексте всегда важнее всего остального. Проблема в сочинительстве появляется только у тех музыкантов, которые становятся несвободными ввиду их желания подняться как можно выше по карьерной лестнице.
– Видишь ли ты возможность объединения всех творческих людей нашего города в одном центре? Насколько это реально в настоящем, или в будущем?
– Новое поколение музыкантов пойдёт из студии «Город звука», а также из моей репетиционной точки, где проходит обучение основам русского и мирового рока. Я передаю эстафету. Для объединения нужны не только таланты, но и управляющие – те, кто займётся организационными вопросами. Ранее такой точкой притяжения был частный бизнес в клубе «Кочегарка», которым занимались Сергей ЮДИН и Владимир ДУБОВОВ. От районной администрации по «молодёжке» работали Игорь САМОРОКОВ, Валерий НАЗАРКИН, Сергей ДАЛИМАЕВ. Фестивали «Ночной вояж», «Живой звук», концерты в клубе порта, в Доме культуры, в клубе «Сафари» проводились каждую неделю. Это – именно рокеры-альтруисты, которые были готовы работать за скромный гонорар. Рок, к сожалению, сегодня не в моде. Поэтому, например, в песне «Выборг» Влад читает рэп:
Выборг – седой, как дед,
Выборг в гранит одет.
Весь от дождей сырой
С моховою бородой.
Дышит он, как залив,
В сердце его мотив
Шёпотом мостовой:
Отдых мой и покой…
– Кто он – твой ученик в будущем?
– Человек думающий и самовыражающийся. А какой у него внутренний космос и что он продемонстрирует, мне и самому интересно. Он технично исполняет то, что хочет. Он разбирается в музыкальных стилях, но не привязывается ни к одному. Я бы не хотел видеть в нём копию известной личности, хотя вряд ли уже можно создать что-то принципиально новое. Например, мне нравится группа «Кино» и «Depeshe mode», я играю в похожем стиле, но ни в коем случае не копирую.
– Ты считаешь себя востребованным?
– Внутренняя востребованность – вот основа. Нельзя перегорать. Если нет желания писать песню – рисую картину, если нет настроения писать картину – мастерю поделку. Ни в коем случае не хочу и не хотел становиться «звездой». Есть музыканты, готовые ежедневно просыпаться в новом городе, писать на заказ и зарабатывать большие деньги при том, что их некогда и некуда тратить. Они покупают дома, в которых не живут. У них есть слава, но нет свободы. А любовь и свобода – на первом месте. Я не готов быть рабом своих собственных песен и не стремлюсь к такому образу жизни. Я счастливый человек.
– Количество слушателей – не один из критериев искусства?
– Самый главный критик – это слушатель, сидящий в зале. Если ему понравилось, значит – музыкант сделал своё дело хорошо. А «звезду» всероссийского масштаба можно искусственно сделать из любого, но разве это правильно и честно?!
– Твои планы на ближайшее будущее?
Вместо ответа Алекс ведёт меня в соседнюю комнату. Здесь приглушённый свет, множество статуэток ручной работы, картины на стенах и небольшой журнальный столик. Здесь он впитывает чьи-то творения, которые впоследствии лягут в основу его трудов, здесь он мечтает и размышляет. Алекс включает телевизор, и на мониторе появляется он сам – идущий с гитарой по снежной Выборгской улице.
– К Новому году выйдет классный клип на песню «Метель». Чтобы в жизни всё сложилось, нужно правильно мечтать. А музыка учит мечтать красиво.
Марина ТИХОНОВА
Читайте также
-
В ансамбле «Гвардия» новые участники и новые песни
-
В Выборге появилась новая экспозиция, посвящённая событиям военных лет
-
«…А ещё мы мечтаем о доме культуры и музее»
-
Высоцк: маленький, идеально чистый город с богатой историей
-
Чтобы связь поколений не прерывалась
-
Выборгская епархия благодарит волонтёров
