Алексей Учитель: Трое и Петербург

Алексей Учитель: Трое и Петербург
1178
Алексей Учитель: Трое и Петербург

В ретроспективе «30 лет за три сеанса» на кинофестивале был представлен один из первых игровых фильмов Алексея УЧИТЕЛЯ «Прогулка».

 По словам режиссёра, после успеха предыдущей картины - «Дневник его жены» - опускать творческую планку было нельзя. Сценарист «Дневника…» Авдотья (Дуня) СМИРНОВА предложила такую идею: трое полтора часа идут по Питеру в реальном времени.

- Это меня сразу схватило: то, что нужно! Единственное, что мы не могли придумать – финал, и решили, что сначала снимем прогулку. Как выбирали героев? Евгения ЦЫГАНОВА и Павла БАРШАКА я выбрал сразу, а потом предложил им найти актрису на роль героини, ведь ребятам предстояло ходить с ней всю картину. Цыганов устранился, а Баршак проявил особенный энтузиазм, звонил каждый день, даже ночью. Приводил девушек, но к актёрской профессии они не имели отношения. Когда я уже выбрал актрису, попал на дипломный спектакль в Мастерской Петра Фоменко. И меня шарахнуло по голове, когда увидел Ирину ПЕГОВУ, которая сразила меня своей страстью и энергией. Это именно та героиня, которая была нужна в фильме.

Я поменял актрису, хотя это дело не очень хорошее. Ира Пегова – своеобразная актриса с прекрасным лицом, но особой фигурой. В первый съёмочный день вся группа уверяла, что я ошибся с актрисой. Но через три дня все говорили, что я прав. Ирина умеет заражать всех своей естественностью. Снимали ручной камерой, позже, в Финляндии, переводили снятый материал в «цифру». Пегова намного ниже Цыганова и Баршака, художник по костюмам придумала платформу в 32 сантиметра, а для сценок с забегом на Исаакиевский собор изготовили платформу в 22 сантиметра. Ирина прекрасно справилась, хотя было сделано восемь дублей.

Для всех троих актёров это был дебют в кино. И Ирина, и Евгений, и Пётр играли у Фоменко. В «Прогулке» участвовала почти вся труппа этого театра. В «Дневнике его жены» одну из главных ролей сыграла звезда театра Фоменко Галина ТЮНИНА. Мне пришлось упрашивать Петра Наумовича задержаться актрисе на съёмках хотя бы на один день. Он с трудом согласился и в сердцах бросил: «В следующий раз снимай весь театр!» Я поймал его на слове. 

Многие думают, что звук в фильме мы писали синхронно. Но нет, вся картина была переозвучена, причём актёры озвучивали роли по одному. Поразила самоотдача Ирины Пеговой. Кульминационная сцена фильма должна была происходить под дождём. Снимали в августе, но как ни странно, дождей в Петербурге не было. Вызвали две или три поливальные машины. Начали снимать, и актёры, и съёмочная группа – мокрые, сухого места нет, а от Иры реакции никакой. Спрашиваю: «В чём дело?» Она отвечает: «Мало воды». Я уже хотел сказать несколько нехороших слов, но сдержался. Попросил директора картины вызвать ещё пару поливальных машин и отменил смену.

На другой день приехали дополнительные поливальные машины, и сцену сняли с первого дубля. Это специфика актёрской психологии, к которой непросто подобрать ключик. А вообще «Прогулку» мы сняли за 25 дней, это мой личный рекорд как режиссёра, - поделился воспоминаниями Алексей Учитель.

- Мы, как актёры, отвечали за задачу и сверхзадачу, а специальный человек из киногруппы следил, чтобы мы не попали под машины, - с улыбкой вспоминает съёмки «Прогулки» актёр Евгений Цыганов. – Атмосфера на площадке была замечательная. Но после съёмок наша музыкальная группа, в которой мы играли с Пашей БАРШАКОМ, также снимавшимся в картине, распалась. Наверное, надоели друг другу.

В 2003-м году «Прогулку» признали фильмом-открытием XXV Московского кинофестиваля. Хотя, наверное, эта работа Алексея Учителя могла рассчитывать и на большее. Зато в Выборге, на кинофестивале «Окно в Европу», ленту ждал триумф: главный приз фестиваля, приз за лучшую режиссуру и приза лучшую женскую роль (Ирина Пегова).

Сергей КАРСАКОВ

Читайте также