Александр Пушкин: бесконечность, которая с нами

Александр Пушкин: бесконечность, которая с нами
352
Нина Рябова-Бельская рассказывает историю картины «Няня».

Современный вернисаж всё чаще напоминает художественный салон 19 века с публикой, разговорами, музицированием, чтением стихов и, конечно, искусством. Так и выглядел вернисаж выставки «Пушкин в красках и образах», посвященной 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, в галерее на Димитрова, 5.

За одиннадцать лет, что работает галерея, сюда протоптали тропинку и местные ценители искусства, и туристы, и просто случайные прохожие. Галерея находится на удобном проходном месте, работает ежедневно, вход бесплатный, и есть что посмотреть. Экспозиции меняются каждый месяц, а среди авторов – представители разных школ и направлений, работающие во многих стилях и техниках. На этот раз более двадцати художников рассказали о своих впечатлениях и воспоминаниях, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина.

Мир Пушкина велик и разнообразен. В его жизни было место учёбе и проказам, деньгам и долгам, красоте и любви, друзьям и завистникам. Недруги и вспыльчивый характер, как справедливо заметил на открытии выставки директор ВЦ «Эрмитаж-Выборг» Александр КОСТЕНКО, в конечном счете, и привели поэта к трагическому концу, иначе он бы создал еще множество интересных произведений. Многие из сторон короткой, но яркой жизни поэта отражены в живописи, графике скульптуре и керамике, показанных в эрмитажной галерее.

Куратор выставки Елена ПИНЕЖАНИНОВА – один из организаторов арт-фестиваля «Гардарика», в котором принимают участие художники из разных уголков России. Многие из них не раз выставлялись в художественной галерее на Димитрова.

– Подготовку к выставке мы начали за год, – рассказывает Елена. – Приглашали и молодых художников, и маститых мастеров. Нам было интересно показать неравнодушный взгляд на жизнь и творчество поэта. После тщательного отбора были выбраны 52 произведения.

В результате, в этой экспозиции нет единой линии, кроме одной. Каждый мастер дает возможность заглянуть в историю, связанную с Пушкиным, близкую именно ему.

Мы долго думали, какая работа должна стать отправной точкой выставки и выбрали этюд Марии ЛЮБИМОВОЙ, написанный ею в 2008 году, еще в студенчестве, в Михайловском, – сообщила Елена Пинежанинова.

Мария поделилась воспоминаниями о знакомстве с пушкинскими местами, произошедшем более 15 лет назад. В памяти осталось волнующее ощущение прикосновения к миру поэта и несколько работ, которые выставлены сегодня в галерее. Помимо вида на усадьбу в Михайловском, это великолепные полотна с изображением пруда в Тригорском и сосны у Савкиной горки в Пушкинских горах.    

Многие выставочные работы вдохновлены природой пушкинских мест. Пушгоры, Михайловское, Тригорское, горы Кавказа, золотая осень, псковская деревня… Нина РЯБОВА-БЕЛЬСКАЯ в детстве лето проводила на Псковщине и написала там много полотен. Всё на них настоящее и родное – и деревянные дома, и цветы, и луга, и черный кот, сидящий на крыльце старого дома. Героиней одного холста стала старушка, очень похожая на няню Александра Сергеевича. В далеком 1977-м году Нина встретила ее в деревне и попросила попозировать. Сейчас уже нет таких старушек, да и дом снесен, так что картину можно считать настоящим раритетом. 

Кто хоть раз побывал в Псковской области, легко узнает изгибы реки Сороть на полотнах Атаджана РЕДЖЕПОВА и Валентины ЛЕВАНОВОЙ. Заметим, что 88-летняя Валентина Васильевна Леванова и Дмитрий Петрович БУЧКИН, которому в июне исполняется 98, работают и выставляются до сих пор. Это мэтры советской школы живописи и графики, работы которых всегда вызывают интерес публики.

Ещё один источник вдохновения для художников – произведения Пушкина. Вариации на тему «Пиковой дамы» представили сёстры Юлия и Дарья ПИНЕЖАНИНОВЫ. Многих вернули в детство прекрасные иллюстрации к сказкам о царе Салтане и мертвой царевне и семи богатырях, выполненные Михаилом ГЕРАСИМОВЫМ в 70-80-х годах прошлого века. Анатолий АННЕНКОВ заглянул в кабинет Александра Сергеевича, словно предлагая представить поэта, сидящего за столом с пером в руке. Аврора, четырехлетняя дочь Анны МОЗГОЛОВОЙ-ПШЕНОВОЙ, единственной выборжанки на этой выставке, присутствовала на вернисаже лично и в виде графического портрета, сопровожденного прекрасными строками поэта: «Дитя, не смею над тобой произносить благословенья…» По словам художницы, дочь, чьё имя так созвучно пушкинской эпохе, с удовольствием слушает и декламирует стихи поэта.

Скульптор Ашот КАЗАРЯН любит вставлять в свои работы литературную составляющую. На одной из пастелей, которыми скульптор увлекся не так давно, Пушкин изображен в окружении своих муз, главная из которых Наталья Николаевна. На другой поэт катает на финских санках Арину Родионовну, а по кругу изображены памятники поэту разных времен. Идея очевидна: своим вдохновением поэт обязан женщинам! Для гидов, которые приводят в галерею туристические группы, это тема для маленькой, но ёмкой экскурсии. Скульптура, выполненная Казаряном специально к выставке, не требует никаких объяснений. Черная фигура в крылатке и цилиндре устремлена вверх, лица нет, лишь в распахнутом вороте ослепительно блестит золото. Он уходит, оставляя потомкам золото своей души – стихи, поэмы, прозу.

Ещё одно эмоционально сильное произведение – картина Юлии Пинежаниновой «Сквозь снежную вьюгу». Александр Сергеевич всё в той же крылатке идет по набережной Мойки, преодолевая февральскую пургу. Навстречу торопятся две барышни, извозчик мчится по Певческому мосту, Александрийский столп нависает над пустынной Дворцовой, и лишь луна освещает стылый петербургский пейзаж. Догадывается ли поэт, что до конца осталось совсем немного?

Сколько бы веков не минуло, Пушкин даст немало поводов поговорить о его стихах, его характере, его страстях, его отношениях с императором и друзьями. О нём судачили в петербургских салонах 19-го века. Не избежала этого и публика, собравшаяся на открытие выставки. Читали стихи, петербурженка Анна Яскина украсила собрание пением под гитару. Кстати, музицирование становится доброй и приятной традицией галерейных вернисажей.

Гости делились историями из жизни поэта. Всем знаком акварельный портрет Натальи Пушкиной, написанный Александром Брюлловым. Но не все, возможно, знают, что брат художника Карл Брюллов, живописец, известный не только прекрасной живописью, но и скверным характером, отказался писать Наталью Николаевну, назвав супругу Пушкина заурядной, да к тому же косоглазенькой. Самой необычной оказалась история, будто бы рассказанная монахом Свято-Успенского Святогорского монастыря. Однажды Александр Сергеевич явился монаху во сне печальный и расстроенный. На вопрос монаха, что плохо, поэт ответил, вот вы вспоминаете меня, а свечки за упокой души не ставите, оттого мне и плохо. Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк. Автор этих слов уже поставила свечку за упокой души раба Божьего Александра, а вы?

Выставку «Пушкин в красках и образах» можно посмотреть до 7 июля. Галерея на Димитрова, 5 работает ежедневно с 11 до 18. Вход бесплатный.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также