Удмуртия как она есть
Турпоток в эту республику заметно возрос за последние пять лет. Удмуртия интересна как альтернатива «заезженным» маршрутам. А посмотреть здесь есть на что.
По этапу…
Холм на берегу реки Чепца с великолепным видом на окрестности чем-то напоминает берег Финского залива в районе форта Красная горка: те же пески с крутым спуском, чудная панорама (правда морская). Впрочем, на этом сходство заканчивается. У нас, разумеется вы не найдете такого музея, как «Этапный пункт Сибирского тракта». Здесь, включив воображение, можно почувствовать себя ссыльным каторжным, попробовать арестантской каши и блюда национальной удмуртской кухни, сфотографироваться в кандалах, полюбоваться 360-летней сосной.
Привлекательных туристических объектов в 150-километровой зоне от столичного Ижевска много. Везде работают над созданием привлекательного для туриста образа на основе исторически выверенных данных и местных традиций. Если расположить к себе местных корректными вопросами и улыбкой, вас посчитают гостем и дадут продегустировать «томленку» – так называется слабоалкогольный напиток, популярный в Удмуртии.
Ссыльная тема очень популярна – мне были интересны переодевания в «арестантскую форму» на манер реконструкции в деревне Бакчеево, что в 140 км. от столицы. Там предлагают примерить образ декабриста и запечатлеть на память, как все было. Старинное деревянное здание этапного пункта 1837 года постройки знаменито тем, что арестанты-каторжники останавливались здесь передохнуть на пути в Сибирь. Начало Сибирский тракт брал в Дебесах – так сообщили мне в Дебесском музее истории. Тут соединились две ветки тракта – северная из Петербурга, и южная из Москвы и Казани. Отсюда в глубь Сибири вела уже одна дорога. В дополнение к экскурсу в историю Сибирского тракта автору этих строк предложили не только примерить кандалы, но выдали порцию безвкусной каши, которой якобы кормили осужденных, позволили переночевать на жестких деревянных нарах в музее. Это не милость, а официальная туруслуга, вероятно с прицелом на то, чтобы экскурсант в полной мере мог вкусить «прелесть» арестантского быта двухсотлетней давности.
В Зуре, в 30 километрах от Игры, установлена стела, а рядом музейные работники помогут сделать фото «за решеткой», найти старинный колодец и кузницу, в которой ковали кандалы для ссыльных. Кому-то и это надо.
Смесь французского с нижегородским
Однако, не все так просто. Местные «играют» в реконструкцию не профессионально: с десяток разновозрастных «ссыльных» уныло ходят по единственной деревенской улице в белоснежных робах и почему-то в синих с помпоном беретах – на манер французских матросов времен Жюля Верна. Тут же на весенней траве в одинаковых фланелевых мужских рубашках в клетку сидят бальзаковского возраста женщины, с холстами, повязанными на манер косынок и такими же, до пят, юбками. У каждой второй на руках завернутый в холст, якобы ребенок. Все зрелище живо напоминает незабвенную книгу Ильфа и Петрова, точнее эпизод посещения Остапом богадельни, которую населяли старухи в одинаковой мышиного цвета униформе. Но это еще цветочки: приглядевшись, увидел среди каторжан часового: молодой, лет 20, парень с фуражкой гимназиста с зеленым околышем, но без кокарды, надетой зачем-то по казачьи – набекрень. На ногах солдатские кирзовые стоптанные сапоги, армейского образца 1999 года, солдатский китель примерно того же года, без погон и петлиц, но с пуговицами со звездочкой, а в руках муляж потешно-длинного ружья. За удовольствие наблюдать все это положено заплатить 700 рублей.
В резиденции Бабы-яги
На берегу речки Яги расположена резиденция местной Бабы-яги. Встречая гостей, тут играют на старинных музыкальных инструментах – славянских барабанах. Вокруг деревни, основанные старообрядцами. Здесь гостям предложат и помогут самостоятельно изготовить на память «о бабе» персональную куклу-оберег. Одно из развлечений туристов, добравшихся до родника в селе Кулига, – встать одной ногой на правый, а другой – на левый берег реки Кама, ведь именно здесь из родника она берет свое начало, о чем свидетельствует памятный знак.
В 220 км от Ижевска еще одна местная достопримечательность – Кезский сыроваренный завод. По дороге в эти края видел миниатюрный водопад и двухсотлетнюю гигантскую ель высотой с двенадцатиэтажный дом. Она просто неохватная – диаметр у корней более трех метров.
В Усть-Бельске с его природным парком Кама сливается с рекой Белой. Еще одно достойное внимание место – Чегандинские пещеры. Удивительное дело: узкий, но расширяющийся внутри вход в пещеру на отвесном берегу не виден даже с расстояния 5 метров.
Ищут давно, но не могут найти
Местный житель Антон Бурак, заговорщицки улыбаясь, поведал о том, что в пещерах спрятали свои сокровища Степан Разин и Емельян Пугачев, причем драгоценности ищут до сих пор. И правда, в мой визит все вокруг было перекопано, как будто гигантскими кротами. Надо признать, что по всей территории Удмуртии действительно в свое время гулял Емельян Пугачев.
При горе Байгурезь высотой 251 метр над уровнем моря витает добрый дух, заботящийся обо всех живущих поблизости. «Гурезь» означает «гора», а Бай – имя охраняющего ее духа. На вершине сей сказочной горы кажется, что земля пропала далеко внизу. Реликтовая сосна в Зуре на вершине высокого холма имеет возраст более 360 лет, входит в реестр старовозрастных деревьев России. А с холма открывается прекрасный вид на село. В селе Перевозное – действующий с 1994 года Свято-Успенский женский монастырь, основанный при каменном храме Вознесения Господня, выстроенном более века назад.
Перепечи к чаю
Чудные панорамы открываются с холма на берегу реки Чепца: далеко внизу петляет река, а к горизонту мягкими волнами уходят поросшие елями холмы. Для меня стало откровением известие о том, что большой турпоток создают семейные и многодетные туристы, едут сюда не только поездом, ангажируя по несколько купе, но и на частном автотранспорте – с палатками, в том числе в кемпинги. Им все равно куда ехать, лишь бы за новыми впечатлениями. Их надо удивлять всем, в том числе кормить сделанными с любовью, «как себе», перепечами с чаем, и, надо сказать, получается. Перепечи по вкусу напоминают карельские пирожки, но с особенностями: это приготовляемые на открытом огне ватрушки из ржаной муки с мясной, яичной, грибной или овощной начинкой, залитые сверху яйцом. Есть их нужно горячимим.
Побежали?
Редкий день в стране обходится без любительских беговых соревнований. Сотни любителей бега, в том числе на марафонские дистанции, регулярно путешествуют по России, регистрируются на сайте соревнований, бронируют отели, приезжают семьями (для поддержки), и бегут, бегут, бегут – в свое удовольствие по трассам и правилам, установленным организаторами. Большинство – спортсмены-любители. Прелесть популярных соревнований в том, что добежать дистанцию уж точно может каждый. Одна мама бежит, толкая перед собой коляску с ребенком, и все довольны. Финишировать можно на время, а можно приползти спустя сутки, и также получить медаль за выполненный маршрут. В Ижевске всесторонне изучили эту идею с туристическим акцентом, сделав ставку на массовый спорт-туризм. И правильно сделали: от 1000 до 5000 человек приезжают на один забег. Отели и турфирмы Ижевска довольны.
Благодать!
Столица республики, названная по реке Иж (удмуртская Оч) – двадцатый по численности город нашей страны. Промышленный, торговый, научно-образовательный и культурный центр Поволжья и Предуралья, при населении в 650 тыс. жителей на площади в 315 кв. км основан в 1760 году из заводского железоделательного поселка. По-удмуртски звучит Ижкар, а с 1984 по 1987 год назывался Устинов.
В 1734 года на Урале была открыта гора с залежами железа, впоследствии названная Благодатью. Запасы руды оказались так велики, что основанные предприятия не справлялись с переработкой. В сентябре 1757 года граф Шувалов, владевший Гороблагодатскими заводами, получил разрешение императрицы Елизаветы Петровны на постройку дополнительно трех железоделательных заводов в Прикамье.
Ижевский могильник – известный памятник археологии расположен на Швивой (Вшивой) горке, у места впадения речки Подборенки в Ижевский пруд. Летом 1774 года Ижевский завод был захвачен Емельяном Пугачевым. Повстанцы казнили заводское начальство, разграбили и частично сожгли завод.
Памятник собаке Звездочке
В наше время кроме государственного национального театра Удмуртской Республики, работают еще 6 дворцов Мельпомены, в том числе с говорящими названиями «Les Partisans» и «Молодой человек». Есть государственная филармония и академическая хоровая капелла, 11 музеев. 13 дворцов культуры и три больших стадиона. Особо впечатлили Михайловская колонна, памятники Трокаю Борисову на улице Коммунаров и собаке-космонавту Звездочке, которая после приземления в спускаемом аппарате 25 марта 1961 года еще некоторое время жила в Ижевском аэропорту.
Великолепны наб. Зодчего Дудина, государственный цирк и Поющий фонтан на Центральной площади. Чтобы полюбоваться на красоту здания вокзала, из Петербурга надо приехать поездом (30 часов дороги), заплатив почти 4 тыс.руб за плацкарт. Авиарейс обойдется в 6 тыс. рублей, время в пути 2,5 часа. На освоение интересных культурных объектов в столице и 150 километровой зоне вокруг желательно зарезервировать не менее трех дней, причем проживание в простой гостинице обойдется относительно недорого: от 1200 рублей в день без питания.
Андрей КАШКАРОВ
Читайте также
-
От жителей Выборга ждут предложений по благоустройству Морского фасада
-
В Финляндии надеются изыскать возможности, чтобы не закрывать музеи
-
В Выборге открылся молодёжный форум «Интеграция»
-
В России продолжают дорожать стоматологические услуги
-
Слова торжественного обещания прозвучали в Высоцкой школе
-
В Гончаровском поселении захоронили безымянного красноармейца