И стал Лойкканен посёлком Кирова

И стал Лойкканен посёлком Кирова
1832
Члены семьи Лойкканен

Наш постоянный автор, неутомимый краевед и исследователь Александр БАСКАКОВ провел детство в поселке имени Кирова. Перелопатив уйму всевозможных источников, в основном на финском языке, тщательно изучив подшивки нашей газеты за разные годы, Александр написал статью, посвященную своей малой родине. В ней – боль от упадка, в который пришла часть города, сравниваемая когда-то с цветущим садом, но в ней есть и надежда…

Четыре дома и 32 жителя

Первое упоминание о жителях района Kariala (сейчас это поселок имени Кирова, который также называли Loikkaseksi) относится к 1847 году, когда Annti Loikkanen был записан землевладельцем-арендатором в усадьбе Папула.

На картах 1858 года появляются четыре дома, а с восточной стороны от них – поля под названием Loikkanen. В 1880 году на этой территории проживало 32 человека. В 1913 году на карте Выборга территория Kаriala отмечена как пригород, и только в 1924 году она вошла непосредственно в черту города. Эти сведения почерпнуты с известного сайта «На выборгских развалинах», часть 78. Если верить им, то поселку почти 175 лет.

В целом подобные поселения под Выборгом возникли за пределами города на частных землях с неважными дорогами и хаотично застраивались плохо построенными домами. Но Loikkanen имел особый статус по сравнению с другими районами и поселками Выборга и был основан городскими властями.

Город разработал четкий план зонирования территории и давал владельцам подробные инструкции о строительстве, пожарной безопасности и общем использовании земли. Нынешний, как мы его называем, Кировский поселок тогда являл собой образцовый садовый район для комфортного и доступного проживания тех, кто переехал в этот район. Окончательное решение о создании поселения Лойкканен городской администрацией было принято 9 августа 1898 года.

Подготовить решение было поручено городскому инженеру Линдроосу. Он исследовал этот вопрос и представил финансовые и другие документы на утверждение в городской совет. Согласно плану города, в этой местности было сформировано около 300 участков площадью 500 600 кв. метров.

На рубеже веков

Предложение было одобрено городскими советниками 12 мая 1899 года. В декабре того же года они утвердили и условия аренды земельных участков. В результате всего этого появились условия для массового строительства, которое началось весной 1900 года. Так Лойкканен, изначально проектировавшийся как поселок, стал жилым районом города.

Данные о заселении за определённое время доступны из биографий жителей, которые первоначально собирались каждый год. Списки, которые с начала 19 века довольно хорошо сохранились в общих архивах, давно уже используются исследователями. В Выборгскую городскую духовную книгу место рождения людей и имена их несовершеннолетних детей записаны только в 1939 году. Этот список можно использовать для выяснения имен первых переселенцев, которых можно считать и первыми строителями поселка. До 1901 года жители Лойкканена практически не были зарегистрированы, кроме лесного и дорожного сторожей. В 1902 году ситуацию исправили: земля, приобретенная Лойкканеном, была занесена в сельский реестр (ниже приведён список всех лиц, проживавших на этих землях, принадлежавших городу, а также их профессии, возраст и пол.)
В 1902 году здесь проживают 27 семей, а также три одиноких человека – всего 96 жителей. Они и станут новыми строителями Лойкканена. (большинство в возрасте от 20 до 40 лет). В следующем году насчитывалось уже 73 семьи общей численностью 285 человек.

А жили здесь железнодорожники…

У жителей Лойкканена были различные профессии – рабочие железнодорожных мастерских, полицейский, плотник, художник, тюремные охранники, водители, пожарные, кондуктор.

Посёлок тогда называли железнодорожным: целые кварталы были заселены рабочими и служащими железной дороги. К 1930 году Лойкканен был полностью отстроен и заселён. 27 ноября 1930 года бюро статистики Таллина провело перепись населения в Выборге, которого оказалось 52253 человека, если же считать пригороды, то и вовсе 72239.

В Лойкканене было 862 мужчины и 995 женщин. Общее количество детей и подростков – 689 или 37%. Старше 60 лет – 108 человек или 6%. Массовый прирост населения был очень заметен в 1925 году после присоединения Лойкканена к пригороду.

Прибывшие в поселок в 1920 годы составляли 64%. Основным языком был, конечно, финский, но были и другие языки. Семнадцать человек говорили на шведском, тринадцать – на немецком и один – на русском. Около половины взрослого населения Лойкканена родилось в Выборге или пригородах. Но было много и приезжих – из Турку, Пори, Миккели, Куопио, Ваза, Оулу, Муола.

К этому времени окончательно оформились улицы, кварталы и даже парки. Был построен водопровод и канализация, кстати, далеко не во всех городах были тогда эти блага цивилизации. С транспортом было сложнее. Долгие годы добраться куда-либо можно было только на лошади. Плата за проезд была очень дорогая. Позже в Лойкканен стали плавать на пароходе по заливу Папула. Со времен пастухов, которые были первыми жителями Лойкканена, прошло немало лет…

А сколько здесь было рыбы!

В Выборге была построена железная дорога, которая как бы отделила посёлок от города. Пришлось строить мосты и мостики через залив Папула. Судя по карте начала прошлого века, это был залив в полном смысле этого слова, а не теперешнее болото, которое местами можно перейти вброд. Бухта была мелководной и служила нерестилищем для многих рыб, от угря до корюшки.

Судя по воспоминаниям жителей уже советского пос. Кирова конца 40-х годов, рыбы здесь действительно было много. Одним из минусов посёлка было то, что нередко над заливом с его тремя бухточками поднимался туман. Но все детали и особенности местности были учтены. Построили насыпь, а через бухту «Мелия» перекинули деревянный мостик, оборудовали развязку на втором километре.

Жители должны были, кроме фруктовых деревьев, между участками сажать лиственные деревья (несколько дубов сохранились здесь и по сей день). Существовали определенные правила для жителей. Нельзя было хранить товары, навоз, отходы. Конюшни, свинарники и прочие постройки следовало размещать внутри дворов. Всё было продумано, и даже ширина дорог вместе с тротуарами должна была составлять не менее 12 м (по пожарным допускам). Вопрос с электроснабжением тоже был решен, посёлок подсоединили к городским электрическим сетям. Между собой жители называли свой посёлок городом-садом и очень гордились тем, что здесь живут. По мере прибытия новых жильцов посёлка, встал вопрос о школе, который тоже был успешно решен. Между нынешними Конным и Хлебным переулками была построена начальная общественная школа-трехлетка. До этого детей водили в школу в район Келкала, а позже в школу на Папулу (сегодня школа № 37).

Александр БАСКАКОВ, краевед (Окончание в следующем выпуске)

Читайте также