Где-то между Гельсингфорсом и Петербургом
Музыкальная осень в Выборге проходит под знаком Александра Глазунова и Яна Сибелиуса. Знаменитым композиторам посвящаются концерты и лекции, а полное погружение в тему возможно после посещения выставки «В Выборг концертировать…».
Выставка, которая продлится до 30 ноября, посвящена 160-летнему юбилею Яна Сибелиуса и Александра Глазунова, композиторов, чьё творчество объединила любовь к Карельскому перешейку. Это первый, и, как обещают, не последний опыт сотрудничества Выборгского объединённого музея и Санкт-Петербургской академической филармонии. Основу экспозиции составили экспонаты из фондов музея и филармонической Музыкальной библиотеки.
– Сотрудничество с библиотеками и музеями в разных регионах нашей страны для Петербургской филармонии – логичное продолжение ее музыкальной и историко-просветительской миссии, – рассказала на открытии заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия КАНТОР.
Замдиректора объединённого музея-заповедника по просветительской работе Анастасия ШУЛЬЖЕНКО назвала экспозицию «ярким культурным событием, дающим возможность прикоснуться к истории музыки через предметы и проследить живую связь в лицах между Петербургом и Выборгом».
Куратор выставки, учёный секретарь Выборгского объединённого музея-заповедника Юлия МОШНИК провела для посетителей вернисажа блестящую авторскую экскурсию, рассказав не только о двух композиторах, вошедших в мировую культурную историю, но и о городе, ставшем местом переплетения музыкальных культур Финляндии и России.

Юлия Мошник: Роберт Каянус известен тем, что пропагандировал финскую музыку в Петербурге, а русскую – в Финляндии
– Говоря о Глазунове и Сибелиусе, невозможно обойти стороной историю музыкальной жизни Выборга. Пик творчества обоих композиторов: и Глазунова, и Сибелиуса, – подчеркнула Юлия Игоревна, – приходится на период, важный для Выборга в музыкальном смысле. Этот период начался в 60-е годы XIX века, когда выпускник Лейпцигской консерватории Рихард Фальтин приехал в Выборг, чтобы преподавать здесь музыку в частной школе, основал первый симфонический коллектив, дал первый симфонический концерт, и Выборг стал городом симфонической музыки.
На рубеже XIX–XX веков Выборг – город между Гельсингфорсом и Санкт-Петербургом, где концертируют мировые знаменитости, а слушатели приезжают сюда специально, чтобы отдыхать и наслаждаться музыкой. Здесь давали концерты испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате, пианист-виртуоз Леопольд Годовский, композитор и пианист Антон Рубинштейн, в том числе гости из Финляндии – Роберт Каянус, Илмари Ханникайнен. Отсутствие специально приспособленной сцены не мешало интересу звездных величин к гастролям в Выборге. Музыку исполняли в зале Ратуши или в Центральной народной школе, нынешнем выборгском Дворце культуры.

Копия портрета Александра Глазунова кисти неизвестного художника
Карельский перешеек и Выборг стали мощной составляющей творчества Александра Глазунова и Яна Сибелиуса. Оба вдохновлялись суровой красотой края и его древними мифами, что во многом стало причиной их творческой близости. Как заметила Юлия Мошник, «это родство заставляет и в наши дни использовать в концертах музыку этих двух замечательных мастеров. Она очень хорошо между собой сочетается».
Выставка размещается в небольшом зале на втором этаже главного здания музея. Благодаря удачной компоновке здесь образовались два условных пространства, посвященные каждому из композиторов. Финская тема начинается рассказом о Роберте Каянусе, композиторе и дирижёре, основателе Гельсингфорсского оркестрового общества, который часто исполнял произведения Сибелиуса за рубежом. Помимо прочего, Каянус известен тем, что пропагандировал финскую музыку в Петербурге, а русскую – в Финляндии. Во многом благодаря ему с наступлением эпохи национального романтизма петербургские слушатели смогли открыть для себя музыку Сибелиуса.

- Открытка «Александр Глазунов и Направник» явно отсылает зрителя к рассказу Чехова «Толстый и тонкий». Фотопортрет и известной Цецилии Ганзен подчеркивает её очарование.
1906 год стал знаковым для петербургского музыкального сообщества и Сибелиуса, который по приглашению пианиста Александра Зилоти дал свой первый концерт в зале Дворянского собрания, в нынешнем Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Обратите внимание: на выставке представлен скромный, но особо ценный экспонат – программа этого концерта. Сибелиус вспоминал, что познакомился с Римским-Корсаковым и Глазуновым и что это были прекрасные дни.
Заметим, что помимо концерта в Петербурге, Сибелиус в 1906 году концертировал и в Выборге. В целом, композитор выступал в нашем городе трижды – в 1905, 1906 и 1923 годах. Во время последнего посещения сделана единственная фотография, где Сибелиус изображен на сцене в Выборге. В тот раз Сибелиус провел здесь несколько дней. Дважды он дирижировал сам, а один раз слушал свои произведения в исполнении выборгских исполнителей.
Поскольку в выборгском оркестре было недостаточно оркестрантов, чтобы играть музыку Сибелиуса, пришлось приглашать их со стороны. Фотограф запечатлел Сибелиуса за пультом на сцене Центральной Народной Школы, нынешнего Выборгского дворца культуры, а рядом с ним легендарная для Выборга личность – директор музыкального училища Борис Сирпо, человек, много сделавший для развития выборгского музыкального образования.

- Программа концерта Александра Зилоти с участием Яна Сибелиуса. 1906 год.
– Выборжане показывали, как они умеют играть музыку Сибелиуса, тем самым выражая почтение приехавшему гостю. Это событие можно считать главным в культурной жизни Выборга 20-х годов и вообще предвоенной эпохи, – прокомментировала Юлия Мошник.
Надо сказать, что Сибелиус отвечал взаимностью Выборгу. Три номера своей знаменитой «Карельской сюиты» он посвятил Выборгской земле. Сотрудничал с хоровыми коллективами, был почетным дирижёром Выборгского симфонического оркестра и приезжал сюда, чтобы пообщаться с друзьями.
Сибелиус быстро стал популярным в Финляндии, и его пытались запечатлеть тем или иным способом. На выставке представлен выполненный из фарфора в технике бисквит бюст из собрания музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской филармонии. Это работа финского скульптора Мауно Ойттинена, оригинал которой создан в 1929. Скульптору пришлось немало потрудиться, чтобы закончить её. Сложность была в том, что Сибелиус не мог сидеть на одном месте, ничего не делая. Ойттинен позволил Сибелиусу чувствовать себя свободно и занимал его разговорами. Позже бюст был выполнен в бронзе и граните и не раз копировался. Представленный на выставке экземпляр имеет свою историю. Он был привезен в 1946 году Заслуженным коллективом республики, оркестром Ленинградской филармонии под руководством Евгения Мравинского с первых послевоенных гастролей в Финляндии.

- Особую ценность представляет трехтомное издание партитуры «Парсифаля» Вагнера с дарственной надписью Александра Зилоти.
Юлия Мошник обратила внимание еще на один выставочный экспонат – маленький, но не менее значимый. Это первая памятная медаль, выпущенная к 50-летию Сибелиуса. До этого медали в честь значимых персон в Финляндии выпускались к 70-летию, в крайнем случае – к 60-летию. Изготовил её скульптор Вилле Вальгрен, автор всем известных памятника Торгильсу Кнутссону в Выборге и скульптуры Хавис Аманды в Хельсинки.
Из несколько строгой и лаконичной финской экспозиции перемещаемся в российскую, где экспонатов предсказуемо больше. Александр Константинович Глазунов при жизни был признан великим композитором, поэтому каждый его шаг отслеживался не только в афишах, прессе, живописи, но и в опубликованных позже дневниках. Связь композитора с Выборгом началась, когда семья 16-летнего Александра приехала на дачу в Суур-Мерийоки. Известны выдержки из дневника Глазунова: наслаждаясь прелестями загородной жизни, он, тем не менее, каждый день пишет музыку. Таким образом Выборг стал для него не только вдохновляющей силой, но и местом, где он много работал. В частности, работу над своей Первой симфонией он завершал именно здесь.
Большой удачей стала возможность выставить некоторые изображения из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, где содержится большая личная коллекция композитора.
Интерес публики, в частности, вызывает копия портрета Глазунова кисти неизвестного художника, где он показан как состоявшийся зрелый мастер.
Среди экспонатов, представляющих глазуновский раздел выставки – нотные издания, фотографии, открытки, партитуры, связанные с финляндской темой в жизни Глазунова. Есть забавные открытки, где композитор изображён в шаржированном виде, и почтовая карточка с фотографией известной скрипачки Цецилии Ганзен. Кстати, название выставке дали строки из дневника Сергея Прокофьева. Встретившись с ней и ее сестрой в поезде, он записал в дневник, что музыкантки едут: «концертировать в Выборг…». Речь шла о концерте, который Цецилия Ганзен давала в Выборге в 1916 году.
Настоящей ценностью Юлия Мошник называет фотопортрет Глазунова с автографом самого композитора. Он был подарен Придворному оркестру, образованному в 1882 году по указу императора Александра III. Помимо дарственной надписи, под портретом Глазунов поместил нотную строку из «Торжественной увертюры», посвященной им оркестру. Ещё один раритет – трехтомное издание партитуры «Парсифаля» Вагнера из собрания Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской филармонии с дарственной надписью Александра Зилоти, сделанной Виктору Коломийцеву, музыковеду и поэту-переводчику в Выборге.
С именем Зилоти связан ещё один, не совсем характерный для этой выставки экспонат. Это адресная книга Выборга за 1926 год. Семья Зилоти имела дачу в районе Брусничного, где они жили летом. Члены семьи имели в Выборге и коммерческие интересы. В упомянутой книге указан адрес магазина музыкальных инструментов «Армоника», который располагался на нынешней Железнодорожной улице, дом 4, и принадлежал С. Зилоти, то есть Сергею Сергеевичу, племяннику Александра Ильича.
На выставке можно представить, из чего складывалась повседневная жизнь среднестатистической выборгской и петербургской семьи, близкой к музыке. Здесь представлены музыкальные кубики для обучения детей нотной грамоте и так называемое четырехугольное (или столообразное) фортепиано фирмы «Дидерихс».
– Такие тафель-клавиры выпускались в начале XIX века, – объяснила Юлия Мошник. – Фирма «Дидерихс» – петербургская, выросшая изначально из маленькой мастерской. Похожий инструмент (но другой фирмы) стоял в родном доме Сибелиуса в Хямеенлинне.
Не подкрепленной экспонатами осталась курьёзная история о том, как Петр Ильич Чайковский приехал в Выборг, намереваясь провести здесь всё лето, но за неделю они с братом потратили все деньги, и пришлось возвращаться домой намного раньше запланированного. Почему-то, учитывая то количество концертов с музыкальными звездами того времени, в эту историю охотно веришь.
Уровень выборгской музыкальной культуры более чем столетней давности характеризуют как высочайший и недостижимый. Если и недостижимый, но имеющий потенциальные предпосылки к осуществлению. О чём свидетельствует сильная местная музыкальная школа, разнообразные музыкальные проекты, проводимые в библиотеке Аалто и в Монрепо, желание молодых и состоявшихся мастеров выступать в Выборге, наконец, нынешний проект «В Выборг концертировать…».
Напоминаем, что завтра, 6 сентября в 12.00 в лектории Выборгского замка состоится лекция «Финские мотивы в жизни и творчестве А.К. Глазунова». Автор – музыковед, кандидат искусствоведения, сотрудник Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича Михаила Алейникова. Записаться на лекцию можно здесь: https://forms.yandex.ru/u/68b00fa7eb614610455232bb/
Ольга РОГОЗИНА
Читать все статьи автора Ольга Рогозина
Читайте также
-
Выборгский район объединил боксёров России и Сербии
-
Подарки от вице-губернатора: на Суворовском зажгли «Ёлку желаний»
-
Дом Губернского правления теряет опору
-
Урок мужества с Героем России
-
Восточно-Выборгские укрепления могут стать новой точкой притяжения туристов
-
В Выборгском замке еще одна историческая находка
