Берёзовское-Бьёрке-Койвисто-Приморск

Берёзовское-Бьёрке-Койвисто-Приморск
3260
Берёзовское-Бьёрке-Койвисто-Приморск

Из истории города

Принято решение о строительстве в Приморске нового порта. Что же исторически представляет собой эта территория? Сегодня мы хотим предложить вниманию читателей статью, подготовленную по материалам справки научных сотрудников Выборгского музея-заповедника. В тексте использовались публикации исследователей Е. Балашова, И.Колотовой, И. Лапина, Д. Хрусталева, М. Энгмана, а также материалы сайта Приморского краеведческого музея и ЛОГАВ.

Лиственные леса каменного века

Местность, в которой расположен Приморск, была обжита человеком еще в эпоху каменного века, о чем свидетельствуют единичные археологические находки. В конце I тыс. н.э. на Карельском перешейке начинает формироваться финно-угорский этнос «корела» («карела»), вытеснивший или ассимилировавший в себе прежнее население саамов. Уже в XII в. Корельская земля находилась в сфере интересов Великого Новгорода, оставаясь при этом обособленным языческим регионом. В договоре между Готландом и Новгородом 1268 г. впервые упоминается торговое поселение на месте современного Приморска: «когда купцы тевтонские или готские прибудут в Бьёрко во владения новгородского князя, они окажутся под миром и защитой князя и новгородцев...».

Торговое поселение Бьёрке (Бьёрко) существовало на острове Большой Березовый и своё название получило из-за того, что остров был покрыт лиственными лесами, состоявшими главным образом из берёзы (финское «koivu», шведское «björk»). Позже поселение переместилось на материк. Предшественником города явился расположенный в проливе несколько южнее небольшой островок ‒ Равица (по-карельски − «питательный»), на который прибрежные обитатели перешейка доставляли свежие продукты и где обменивали их у корабельщиков на различные товары.

Как рассудит «ижорский староста»

В XIII в. Бьёрке был важным новгородско-готландским торговым поселением на земле корелы. В случае кражи товара у «гостей» спор должен был разрешать «ижорский староста». До наших дней на месте поселения не проводились масштабные археологические раскопки, однако наследие торгового места сохранилось в старорусском языке. Берковец (берковеск, бьрковьскъ) ‒ старорусская единица измерения массы, равная 10 пудам = 164 кг, которая первоначально употреблялась преимущественно для взвешивания воска.

В 1293 г. шведы построили замок Выборг и подчинили своему контролю три уезда Корельской земли, включая Эуряпяя, в который входил Бьёрке. В 1323 г. новгородцы заключили со шведами договор о «вечном мире» в Орешке. Швеции отошли три карельских погоста: Савилахти ‒ земли вокруг озера Сайма, Яяскис ‒ часть земель за Вуоксой, Эуряпяя ‒ часть Карельского перешейка с Выборгом.

Население Бьёрке проживало в условиях шведского правопорядка. Многие деревни в окрестностях Бьёрке образовались в XIV−XV вв. в местах оживленного рыболовства. Наряду с рыболовством развивались и другие промыслы, такие как животноводство и мореходство. Из Бьёрке ганзейские купцы вывозили огромное количество сушёной и солёной рыбы, особенно во время церковных постов. В качестве налога с островов, где не было развито земледелие, вместо зерна шёл тюлений жир.

На Великой прибрежной дороге

Первые сведения об обитателях Бьёрке можно почерпнуть из налоговой переписи населения 1540 г.: около 100 домов, из них 50 на островах и 50 на побережье, общая численность достигала 2000 человек. Первая католическая церковь была расположена на острове Соукансаари, последующие, построенные во время шведского господства, − на Кирккосаари (ныне о. Большой Березовый). Местное население, жившее у моря, занималось кораблестроением, фрахтовалось на торговые суда, члены общины регулярно ходили в Выборг и на южное побережье Финского залива в Нарву и Ревель (Таллинн). Кроме того, поселение находилось на Великой прибрежной дороге, по которой перемещались почтовые гонцы и проезжали посольства шведского короля в Москву. Так в 1557 г., возвращаясь из Москвы, не доехав до Бьёрке, в Кюрённиеми скончался финский просветитель Микаэль Агрикола. Именно эта историческая личность является главной фигурой в истории церковной Реформации в Финляндии. На месте смерти просветителя установлен памятный знак.

В XVII в. жители Бьёрке владели почти четвертью торгового флота Финляндского Герцогства. В это же время Березовые острова стали использоваться шведским военно-морским флотом как летний лагерь для экипажей судов и базой для пополнения провианта, припасов и запасов воды. В 1640-х гг. для торгового поселения был разработан генеральный план, однако он так и остался на бумаге, в отличие от Выборга и Сортавала. За четыре столетия шведской истории поселение неоднократно подвергалось разорению проходящих войск. В этот период военные кампании проходили с регулярностью один раз в 20−30 лет. Необходимость бежать с обжитых мест и отстраивать дома заново не способствовала градостроительному развитию поселения.

По итогам Северной войны

В ходе Великой Северной войны (1700−1721) территория Бьёрке отошла Российской империи. В XVIII в. поселение находилось в составе Выборгского наместничества (затем губернии). В 1722 г. Адмиралтейская коллегия направила на Берёзовые острова команду из 20 человек с 4 пушками: так была учреждена лоцманская служба от Выборга до Берёзовых островов и далее по Финскому заливу. В середине XVIII в. на островах было не менее 10 деревень и более двух тысяч жителей.

Девушка в традиционном костюме прихода Койвисто.Нач. ХХ в.

Долгое время жители Койвистовского прихода были приписаны вице-адмиралу Корнелиусу Крюйсу (1655‒1727). Он, как и многие другие владельцы дарованных земель на Карельском перешейке, воспользовался ими для поставок строительных материалов и продовольствия в Санкт-Петербург. После смерти вдовы Крюйса имения находились во владении Сестрорецкого оружейного завода. В 1772 г. крестьяне материковой части Койвисто и острова Пииспансаари были освобождены от принудительной службы на оружейном заводе. В
1798 г. часть имений волости Койвисто была отнесена к стекольному заводу Роккола. В 1817 г. эти имения были возвращены казне.

Койвистовскую салаку знали и в Америке

Что же касается истории развития торговых поездок, то ее невозможно проследить детально, но ход этого процесса именно в Койвисто дает репрезентативную картину. Достоверно известно, что первый воз дров из Койвисто был доставлен в российскую столицу в 1734 г. Поставки дров росли быстро и к 1760-м гг. заняли в экономике прихода центральное место. Чтобы воспрепятствовать полному опустошению лесов, в 1766 г. был введен ряд ограничений на дровяную торговлю. Вместо нее в Койвисто стали развиваться торговля рыбой и камнем. К XIX в. судоходство заняло необычайно сильные позиции в Койвисто. После создания Великого Автономного Княжества Финляндского в 1809 г. торговля дровами на Карельском перешейке была освобождена от прежних ограничений и сильно, как и вывоз камня, возросла к 1830-м гг. Эти товары перевозились по воде. Жители Выборгской губернии на побережье Финского залива в 1840-х гг. владели 350‒450 судами, большая часть которых была сосредоточена в приходах Койвисто и Йоханнес (ныне Советский). В 1846 г. корабли из этих земель совершили в Петербург 587 рейсов, из которых 388 – с дровами, остальные с камнем. Оживленному судоходству способствовало и большое количество рыболовных артелей. В Койвисто сложились традиционные для этих мест способы ловли и приготовления рыбы и, например, знаменитая койвистовская салака пользовалась большим спросом не только на местных рынках (Выборг, Котка, Петербург), но вывозилась в государства Европы и даже в Америку.

Жители Койвисто занимались также различными перевозками между Выборгом и Петербургом. Большая часть перевозок осуществлялась гужевым транспортом через Карельский перешеек (пока в 1870-е гг. не была построена железная дорога). Пик таких перевозок пришелся на период Крымской войны, когда транспортировка по морю стала рискованной. В 1855 г. отмечалось, что дорога между Выборгом и Петербургом «представляет собой почти нескончаемый ряд повозок».

Между Петербургом и Выборгом

С экономической точки зрения Койвисто в XIX в. занимал чрезвычайно выгодное положение, находясь на расстоянии 100 км от новой российской столицы – Санкт-Петербурга и 50 км от столицы «Старой Финляндии» – Выборга. Это обстоятельство было главной причиной процветания волости. Например, когда во второй половине XIX в. ужасный голод охватил почти всю Финляндию, то на жизни обывателей Койвисто это бедствие никак не отразилось. Тогда из северных районов Финляндии хлынул поток вынужденных переселенцев на юг вплоть до Койвисто. Позже эта ситуация повторилась в 1920-е гг., когда развитие местных гаваней также вызвало приток населения из различных районов страны.

Одним из факторов устойчивого развития Койвисто можно назвать туризм. Путеводители конца XIX – начала ХХ вв. популяризировали морской путь из Санкт-Петербурга в Выборг через Бьёрке (Койвисто), отмечая, что там «часто имеют стоянку Императорские яхты во время морских прогулок Высочайших Особ». Во время одной из таких стоянок, в 1905 г., в проливе Бьёрке-зунд, втайне от Министерства иностранных дел России, состоялись переговоры между двумя императорами: Николаем II и Вильгельмом II. В результате был подписан российско-германский договор, известный в истории как «Бьёркское соглашение». Он выражал стремление Германии не допустить сближения России с Англией и разорвать русско-французский союз.

(Продолжение в следующем номере)

Читайте также