ЭТИ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ВЕРОНЦЫ

ЭТИ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ВЕРОНЦЫ
1115
ЭТИ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ВЕРОНЦЫ
Спектакль по одной из ранних пьес Шекспира поставил на сцене выборгского театра “Святая крепость” известный режиссёр, заслуженный деятель искусств России Борис ГОЛУБИЦКИЙ.

- Борис Наумович, чем вам приглянулась комедия “Два веронца”?


- На мой взгляд, театру, уже имеющему в своем репертуаре веронцев (“Ромео и Джульетта”), иметь ещё двух было бы интересно. По-моему, эти пьесы в какой-то мере продолжают и дополняют друг друга. Посмотреть на Верону, Италию, на Шекспира с разных сторон было увлекательным и для театра, и для меня, и для актеров, надеюсь, - и для зрителей.

- Почему именно наш театр вы выбрали для этой работы?

- Можно сказать, что театр выбрал меня, а не я его. Около полувека мы знакомы с заслуженным деятелем искусств России Юрием ЛАБЕЦКИМ: он учился в школе, где я вёл драматическую студию, с которой, собственно, и началась его творческая карьера. Школа находилась позади Мариинского театра, на Крюковом канале. К сожалению, здания этого уже нет, сегодня там разместился новый корпус Мариинки. Но там мы начинали, и тогда наш спектакль “Обыкновенное чудо” по пьесе Шварца наделал много шума (Юрий Евгеньевич играл в нём Медведя). С тех пор мы дружим. Кстати, многие выходцы той школьной студии стали профессиональными актёрами и режиссёрами.

До работы над “Двумя веронцами” я не был лично знаком с выборгской труппой, но спектакли этого коллектива видел.

Надо сказать, что Шекспир - это такой драматург, который испытывает актёров на прочность. Честно говоря, Шекспира я считаю молодым автором: даже если персонаж в годах, всё равно нужно играть его как молодого человека, потому что там бьёт такая мощная внутренняя сила, я бы сравнил её с шаровой молнией, которая готова взорваться в любом месте в любую минуту. И это очень воодушевляет актёров.

В нашем спектакле заняты маститые актёры театра: Николай УСТИНОВ-ЛЕЩИНСКИЙ, Евгений НИКИТИН, Максим ГЛАДКОВ, но много и молодых, есть даже дебютанка - Дарья ВЕРШИНИНА. Все работали интенсивно и содержательно, по 7-8 часов в день.

- Продолжается ли ваша педагогическая деятельность в Санкт-Петербургской театральной Академии?

- Я выпустил уже три курса в Академии, работал и в других театральных учебных заведениях, а сейчас я - председатель государственной аттестационной комиссии в Академии по режиссуре.

- В основном, вы ставите классику, а приходилось ли обращаться к современным авторам? Есть ли сегодня интересные драматурги?

- На мой взгляд, сегодня с хорошими авторами затруднительно, потому что как-то так жизнь театра повернулась, что современные авторы предпочитают теневую сторону жизни и отражают её в тех формах, которые для меня неприемлемы. Я имею в виду лексику, ситуации и способы их отражения, поэтому четверть века назад ушёл в классику и, честно говоря, хорошо там себя чувствую. Сейчас классику ставят, но переиначивают её: переодевают героев в современные одежды, переносят место действия, скажем, из замка в современный офис, и Гамлет уже не принц Датский, а какой-то клерк!.. На мой взгляд, все это от лукавого: переодеть актёров несложно, а вот сохранить эпоху, текст, подлинность жизни и ситуаций - куда более трудная задача. Но тем не менее, считаю, что режиссёр обязательно должен ставить современные спектакли, в моей практике были пьесы английских, американских, немецких, болгарских и российских современных драматургов. Последнее годы моя жизнь связана с Иваном Тургеневым, я поставил более десяти спектаклей по его произведениям в России и за рубежом. Ещё люблю Островского (более 20 спектаклей), Гоголя…


После нашего разговора Борис Голубицкий возвращается в зал: ему всегда интересна реакция зрителя, а в данном случае особенно: “Два веронца” - не самая известная шекспировская пьеса, хотя представители старшего поколения могут вспомнить спектакль ленинградского телевидения с Олегом Далем и Юрием Каморным в главных ролях, а также с Михаилом Даниловым и Георгием Штилем в ролях их верных слуг.

О чем спектакль Голубицкого? Конечно, о вечном - о любви и дружбе, о предательстве и верности, о преданности и умении прощать. Серьезное соседствует со смешным, забавным, уморительным. Нельзя не отметить прекрасную работу художника (замечательные декорации и яркие, выразительные костюмы). В роли своеобразного гида по пьесе - заслуженный артист России, блистательный Николай Устинов-Лещинский:

- У меня необычная роль - “лицо от театра”, кстати, у Шекспира её нет. Эти так называемые вкрапления придуманы когда-то сценаристом Николаем Эрдманом. Работу с Борисом Голубицким могу назвать тернистой, над текстом моего героя пришлось потрудиться не одну ночь. Борис Наумович – из старой академической школы режиссёров, соблюдает дистанцию, лишний раз не похвалит, не подбодрит, а у нас ведь маленький театр, мы здесь все как одна семья. Особой теплоты от него не исходило, но работа была хорошая, плодотворная …

Исполнительница одной из главных ролей, выпускница нижегородского театрального училища Дарья Вершинина:

- Это моя первая большая роль в этом театре, это первый мой Шекспир! Переживала, боялась, но Борис Наумович здорово помог: мы много беседовали, в том числе и о том, что такое Шекспир. Для меня – это буря эмоций, яркие краски, резкие переключения. Свою героиню понимаю еще и потому, что вынужденная разлука для меня не пустой звук: я живу и работаю в Выборге, а мой молодой человек учится в Санкт-Петербурге. Все переживания по поводу нашего совместного будущего меня, как и Джулию, мучают, невольно задаюсь вопросом: а смогла бы я простить предательство?..

По окончании училища у меня были различные варианты. Выборг я выбрала, потому что наслышана о замечательном художественном руководителе, режиссёре, педагоге – Юрии Евгеньевиче Лабецком. “Святая крепость” - это дружный коллектив, который меня хорошо принял (работаю здесь всего год). Старшие актёры советуют, помогают, и мне это необходимо, я учусь у них. Работая над спектаклем, сдружилась со Светланой БАЕВОЙ, она для меня как мама…


Пока молодые герои спектакля погружаются в пучину любовных страстей, на сцене - “старая гвардия”: весёлые, ироничные и очень добрые Ланс (слуга одного из веронцев) - Евгений Никитин и его преданный друг, пёс по кличке Крэб - Максим Гладков. Небольшие эпизодические роли наших любимых актёров стали ярким моментом спектакля. Выше всяческих похвал Максим Гладков, который в роли пса покоряет публику одним своим лукавым взглядом. А Евгений Никитин ведёт свою партию очень точно, выразительно и безумно смешно.

Заслуженный артист России Евгений Никитин:

- Замечательно себя чувствую в этой роли. Эпизоды с его появлением оттеняют основную тему спектакля. Любовь – это всегда лирика, это неизбежные страдания, переживания, а когда на сцену выходят слуги, всем становится весело, смешно… На мой взгляд, это уравновешивает спектакль. Честно признаться, пьеса мне не очень нравится, у Шекспира и без того много хороших произведений. “Два веронца” я бы поставил в конец списка. Но я совершенно не жалею, что этот спектакль у нас поставлен, зрители его хорошо восприняли. Радует, что молодые актёры работают на достойном уровне.

А вот что говорят зрители, побывавшие на премьере.

Вячеслав МИТИН:

- Сегодня многие режиссёры осовременивают классику, но мне интересно смотреть или пьесу в ее первоначальном, авторском замысле, или современную драматургию. “Святая крепость” - это замечательные актёры с искренней игрой и частые сюрпризы для зрителей, они постоянно придумывают что-то новое. Выборгу повезло с таким театром!

Людмила МИТИНА:

- Большой театрал в нашей семье – старший внук, старается увидеть все премьеры. Я не читала эту раннюю комедию Шекспира, но посмотрела с удовольствием. Не удивлена введением современных реплик, это сегодня популярно, это нравится зрителям.

Напомним, что в нынешнем году “Святой крепости” исполнилось 33 года: в марте 1982-го зритель увидел первый спектакль – “Подарок из Кошице”. Премьера состоялась на сцене Дворца культуры, поскольку своего дома у театра тогда ещё не было. А за последние два года в театре несколько премьер: “Бесконечный апрель”, “А поутру они проснулись”, “Тестостерон”, “Оркестр”, “В тени виноградника”, “Киты из августа”, “Карл и Анна”, “Два веронца”. Но и это ещё не всё: буквально на днях Юрий Лабецкий приступает к новой работе – “Мой бедный Марат” (по пьесе Алексея Арбузова). Что касается планов на ближайший год, то вновь ожидается творческое сотрудничество труппы с режиссёром Георгием ЦНОБИЛАДЗЕ (“Тестостерон”, “А поутру они проснулись”), которому Юрий Лабецкий предложил поставить на выборгской сцене ещё один спектакль - “Ханума” по пьесе Константинова и Рацера. Премьеры ожидают и юных любителей театра – пробуют себя в роли режиссёров молодые актёры Антон КОСОЛАПОВ (пьеса “Кошка в сапожках”) и Владимир ПАВЛУХИН (“Путешествие на Марс”).

Читайте также