«БЛИЖНИЙ КРУГ» ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ

«БЛИЖНИЙ КРУГ»  ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ
817
«БЛИЖНИЙ КРУГ» ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ

Цветы от Джона Фрейзера

При устройстве своего сада Людвиг Генрих Николаи неоднократно сталкивался с проблемой закупки семян и саженцев, особенно оранжерейных, ведь новые редкостные растения, привезенные из дальних странствий, всегда были вожделенной мечтой и предметом гордости владельцев усадьб.

В конце XVIII века Россия занимала определенные позиции на международном рынке экзотических растений, и планка была весьма высока, – в парках иных аристократов содержались ливанские кедры и американские вязы, в теплицах – редкие тропические цветы (например, оранжерейная коллекция Демидовых в Нескучном саду насчитывала 4500 видов диковинных заморских растений). Производство семян и саженцев в ту пору в России не отвечало модным тенденциям и высокому уровню запросов русских аристократов, и в основном посадочный материал выписывался из-за границы. Имя шотландского ботаника и коллекционера растений Джона Фрейзера уже тогда было известно многим любителям растений, ведь он не только был профессиональным знатоком растений, но и самолично принимал участие в длительных путешествиях, в основном в Южную Америку.

Джон Фрейзер родился в 1750 году в шотландском графстве Инвернессшир. В 1770 году он приехал в Лондон как молодой человек, желающий пробиться в городе, и стал работать клерком в магазине трикотажных изделий. Регулярно посещая местный ботанический сад в Челси, Джон Фрейзер познакомился с известным путешественником и коллекционером Марком Кэтесби, который к тому времени издал альбом гравюр по флоре Америки. Перспектива самому заняться «охотой за редкими растениями» воодушевила Джона Фрейзера, и в 1780 году он совершил свое первое путешествие в Ньюфаундленд с адмиралом Кэмпбеллом. В дальнейшем Джон Фрейзер осуществил еще четыре длительных путешествия в Северную Америку, собрал коллекцию образцов местной флоры и впервые привёз в Европу различные сосны, дубы, магнолии, рододендроны.

В 1790 году Джон Фрейзер по приглашению императрицы Екатерины II, которая была всерьез озабочена пополнением оранжерей Ботанического сада, посетил Санкт-Петербург, где продал одну из самых ценных своих коллекций тропических растений, причем императрица пришла в такой восторг от удивительных растений, что даже не стала торговаться и предложила Фрейзеру назначить свою цену. Из России же по заказу Линнеевского общества садоводов Джон Фрейзер привез в Англию «татарские» вишни. В 1797 году по приглашению ставшего императором Павла I Фрейзер приезжает в Россию и назначается на должность куратора коллекции редких растений Ботанического сада и оранжерей императорских резиденций. В это же время он вновь встречается с Людвигом Генрихом Николаи (судя по переписке, они были знакомы ранее), который просит у Джона Фрейзера содействия в сборе коллекционного посадочного материала и семян для своей усадьбы.

Знаменитый ботаник сдержал обещание: уже в 1798 г. Людвиг Генрих получает от него редкие растения для Монрепо. Одновременно Фрейзер привозит для Павловского парка, устройством которого с увлечением занималась императрица Мария Федоровна – большая любительница цветов, редкие растения, еще не  известные в континентальной Европе. Часть их была привезена из Северной Америки, где он был в экспедиции годом ранее, а часть – и это были исключительно редкие растения – он приобрел для императорского дома в королевском ботаническом саду Кью Гарден.

В письме сыну от 15 сентября 1798 г.  Людвиг Николаи пишет: «Г-н Фрейзер, известный садовник, который нашим господам доставил очень редкие деревья и растения, сейчас снова возвращается в Лондон, и поскольку он слышал, что мой сын живёт у графа, он очень просил познакомить его с тобой. Он также дал мне саженцы и семена для Монрепо, которые, надеюсь, станут большим украшением его». (Надо полагать, что знакомство состоялось, ведь Пауль Николаи тоже всерьез увлекался садоводством и регулярно присылал отцу из Лондона семена и посадочный материал).

На следующий год при материальной поддержке императора Павла Джон Фрейзер вновь отправился в Америку, ставя своей целью посетить Кубу. Путешествие было чрезвычайно сложным и опасным: враждебные местные племена, кораблекрушение на коралловых рифах, откуда команду из 16 человек подобрала испанская галера, кровожадные пираты. Пережив все тяготы сложного путешествия и возвратившись в Россию в мае 1801 года, Джон Фрейзер уже не застал в живых своего прежнего патрона, а с новым императором Александром I не смог найти взаимопонимания. Перед отъездом в путешествие Мария Федоровна снабдила знаменитого ботаника внушительным списком; можно лишь представить её разочарование, когда вступивший на трон после кончины Павла Александр I отказался оплачивать ее заказ.

Фрейзеру пришлось подать прошение в британский посольский корпус, с помощью которого  спустя три года ему удалось отсудить у царского двора 6000 рублей. Многие экземпляры были распроданы с аукциона, вполне возможно, что некоторая часть редких растений и на этот раз оказалась в Монрепо, ведь Людвиг Генрих продолжал исполнять обязанности секретаря и казначея вдовствующей императрицы, которая тоже поддержала ботаника, подарив ему бриллиантовое кольцо и выкупив часть редких экземпляров для садов Гатчины и Павловска. Директор Императорского Ботанического сада в Санкт-Петербурге получил в дар от Джона Фрейзера 18 видов редких растений североамериканской флоры, которые до сих пор произрастают в тропической оранжерее, некоторые из них носят имя знаменитого английского ботаника, например, Магнолия Фрейзера.

 

Надежда РАССАХАТСКАЯ, старший научный сотрудник ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

Читайте также