А НАЧИНАЛОСЬ ВСЕ С ИЗОСТУДИИ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ…

А НАЧИНАЛОСЬ ВСЕ С ИЗОСТУДИИ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ…
1663
А НАЧИНАЛОСЬ ВСЕ С ИЗОСТУДИИ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ…

В выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» открылась выставка живописных и графических работ Альберта БАКУНА и Сергея ПРУШИНСКОГО, посвященных родному городу.

Оба художника считают, что вылетели из одного гнезда, поскольку, хотя и в разные годы, но занимались в изостудии у Николая Семёновича Соколова.  Бакун пришёл туда в 1958 году, в возрасте 12 лет, а Сергей Прушинский был одним из учеников последнего выпуска. В студию, которая располагалась на Красной площади, в помещении, где теперь  находится аптека, ходили выборжцы самых разных возрастов, от мала до велика. Там царила очень демократичная обстановка, там было тепло и уютно. В 1965 году, когда открылась детская художественная школа, студию закрыли. К сожалению, ни в этом новом учреждении, ни во Дворце культуры, куда перевели взрослых студийцев, для Николая Семёновича места не нашлось… Его ученики,  которых в Выборге немало (к ним относился, к примеру, и заслуженный художник России Валерий Шарыгин), свято чтут его память.

И вот два давних воспитанника Николая Соколова,  два художника, которые родились в Выборге, решили к Дню города сделать своего рода  посвящение в его честь.  И сделали. 

Напомним читателям, что Альберт Александрович Бакун  известен не только своими живописными и графическими работами – он много лет  занимается тяжёлой атлетикой и тренерской работой. Воспитал более сотни спортсменов, мастеров спорта, призёров России. В 2011 году ему присвоили звание «Лучший детский тренер страны». В ответном слове Бакун тогда заявил, что свою педагогическую деятельность, которой они вместе с женой посвятили 105 лет жизни,  прекращает.

Альберт Александрович вспоминает, что когда занимался в изостудии, часто рисовал Выборг с бастиона Панцерлакс. Тогда он даже помыслить не мог, что когда-то будет  выставлять здесь свои работы… Кстати, нынешняя  его выставка уже  вторая  в выставочном центре, первая была четыре года назад. Рассказывает, что ему повезло с учителями. Один из них, ученик Петрова-Водкина, научил начинающего художника работать с копированием в Эрмитаже. И вот уже полвека он разгадывает тайны мастерства великих мастеров итальянской школы.  

В экспозиции «Мой Выборг» представлены работы, написанные лет 40 назад. Из 400 полотен, посвященных родному городу, в его коллекции осталось не так уж и много…Рассказывает, что в своё время отправил на выставку в Соединённые Штаты более 100 работ, из которых 75 по непонятной причине были утрачены. А сейчас 65 холстов можно увидеть во французском Сен-Поль-де-Ванс, где, между прочим, похоронен Марк Шагал.

 Я был во многих странах, всегда посещал  галереи. У меня сердце разрывается от того, что искусство пошло не в ту сторону… Просто вавилонское столпотворение людей, говорящих на разных языках. У Матисса, Модильяни, Пикассо –  у каждого свой язык. Раньше, когда Веласкес приезжал к Рубенсу, они проводили время в многочасовых беседах и друг друга понимали. А вообще мне всегда казалось, что некоторые художники, как уголёк в затухающем костре: бросишь пучок сухой травы, и огонь снова разгорится.  

Выставка скомпонована так: на первом этаже  – живопись, на третьем – графика. Большинство графических работ создано Сергеем Прушинским. Он  занимается творчеством уже 40 лет. Работает в выставочном центре со дня его основания, помнит, как разбирали завалы в этих галереях. А в девяностые годы, благодаря стараниям Сергея Артемьевича, выборгские художники имели возможность выставляться в библиотеке Алвара Аалто, поэтому и выжили. Вся его жизнь связана с родным городом, эта тема в творчестве присутствует постоянно. 

 Жизнь такая штука, что по ней, как по хорошей асфальтовой дороге, пройти невозможно. Главное – в трёх соснах не заблудиться, –  размышляет вслух мой собеседник, который, кстати, является членом Союза художников России. Прушинский придерживается мнения, что главное для художника  – это эмоциональная составляющая, ощущение пространства и чувство. 

Напоследок поделимся некоторыми тайнами двух картин Эрмитажа, которые нам удалось выведать у Альберта Бакуна. Всегда считалось, что на холсте Тициана «Святой Себастьян» в нижнем углу слева –  дым, а оказалось, что это кожаный нагрудник воина (Себастьян был офицером римской армии). Эту догадку Альберта Александровича, по его словам, подтвердил  и рентгеновский снимок. 

У Рембрандта в «Блудном сыне» он отыскал переписанные фрагменты, например, зарисованную крыльцом собаку, которая, ласкаясь, подбегает  к стоящему на коленях сыну (остальные персонажи  настроены  по отношению к главному герою не так дружелюбно) По всей вероятности, считает наш земляк, кому-то не понравилось, что в религиозную тему вписана собака. Зато в копии, выполненной  Бакуном, собака обрела свое законное место. Ну что ж,  он художник и имеет право на свое видение. 

 А на выставку вы все-таки сходите…

 

Читайте также