ВАТУ ГА и город любимый в сердце будем хранить мы всегда…

ВАТУ ГА и город любимый в сердце будем хранить мы всегда…
21477
ВАТУ ГА и город любимый в сердце будем хранить мы всегда…

Кто-то стремится в небо,

Вверх быстрее успеть,

А техбратья стремятся сделать

То, на чем можно лететь.

Этими строками из текста песни, написанного преподавателем Выборгского авиационного технического училища  Юрием ГЛАЗКОВЫМ, мы начнем рассказ о встрече выпускников, которые  собрались в Выборге сорок лет спустя.

Выборгское авиационное техническое училище – одно из старейших средних специальных учебных заведений гражданской авиации. За годы своей деятельности подготовило более 2000 молодых специалистов для военной и 16000 - для гражданской авиации. В учебном заведении повысили квалификацию 2500 инженерно-технических работников предприятий гражданской авиации.

К истокам

 69 лет назад в городе Пионерске (Калининградская область)было создано военно-морское авиационное техническое училище. В 1956 году училище перебазировалось в Выборг, еще через год его передали военно-воздушным силам,и курсанты стали изучать самолеты МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19.А четыре года спустя, после передачи Главному управлению Гражданского воздушного флота, перешли на изучение вертолетов Ми-2, Ми-8, Ми-4, Ка-26.  Вплоть до 1993 года училище выпускало только авиационных техников-механиков.

Техники-механики выпуска 1978 года

Сегодня это современное политехническое учебное заведение, дающее среднее и высшее профессиональное образование:в2007 году Выборгское авиационное техническое училище   присоединили к Санкт-Петербургскому государственному университету гражданской авиации с образованием обособленного структурного подразделения - филиала Университета.

 

Организатор нынешней встречи выпускников Сергей КАРМАНОВ рассказывает, что выпускники училища в советские годы были нарасхват:

Приезжали «покупатели» (представители авиаотрядов) за курсантами, стараясь опередить друг друга, ведь таких специалистов  не хватало. Наше авиационное техническое училище по уровню подготовки было первым в стране:сильная база, сильный преподавательский состав. Мы могли работать везде, не было сложности при переходе на другую специализацию. Наш диплом приравнивался к диплому инженера гражданской авиации. Мы и «бортачами» (борт-техниками) после переподготовки могли летать–эту дорогу выбрали примерно треть выпускников, проходивших по здоровью,особенно те, кто на север попали.

Забегая вперед, скажем, что Сергей поскромничал, так и не рассказал о том, как в массовке фильма «Схватка в пурге» снимался вместе с другими курсантами. Откровенно признаться, талантами своими училище могло гордиться.

Дай бог им лучше нашего летать!

Выпускник 1971 года - чемпион мира по высшему пилотажу и акробатике Юргис КАЙРИС работал летчиком-испытателем в Опытно-конструкторском бюро имени П.О.Сухого, Когда после развала Союза  решил вернутьсяв Литву, то ОКБ Сухого подарило ему два самолета.

Родился Юргисв Красноярском крае в мае 1952 года.Когда семья вернуласьна родину, то возле их нового дома мальчикмог наблюдать за самолётами, приземлявшимисяна взлетно-посадочную полосу. Это, по-видимому, и послужило толчком для поступления в Выборгское училище авиационных техников-механиков, определив главное дело его жизни.Позже, начав летать на самолетах в Каунасском авиаспортивном клубес 1973 года, он на республиканских соревнованиях завоевываетсвою первую медаль. С 1976 годаКайрис входит в сборную Литовской ССР, а с 1977 по 1989 годы выступает в соревнованияхпо высшему пилотажуза сборную команду СССР.

Его инженерные навыки и навыки пилотирования были признаны, и последовало приглашение в ОКБ Сухого, где ЮргисКайрис помогал разрабатыватьсемейство спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ завоевала на чемпионатах мира и Европы330 медалей, из них156 золотых.Для полной картины заслуг этого пилота, признанного одной из ярких звезд мировой элиты, добавим список его побед: чемпион мира (1982, 1990, 1994) и Европы (1981, 1989) в отдельных видах программы; в составе сборной команды СССР чемпион мира (1982) и Европы (1981,1983, 1985, 1987, 1989); чемпион Южно- Африканской Республики 1992 года;призер кубка мира Брайтлинг 1992-1995 годов; победитель Гран-При ФАИ (серии 1990-2000, 2004-2005), призер Гран-При ФАИ (серия 2002); абсолютный чемпион Литвы 1994 года;победитель кубка С.Дарюса и С.Гирэнаса 1994 и 1996 (кубок разыгрывался как открытый чемпионат Литвы);бронзовый призер чемпионата мира 2011года по высшему пилотажу в программе фристайл.

На спортивных самолетах пилот демонстрировал показательные программы в разных уголках мира. На Су-26М 4 июля 1996 года пролетел под пешеходным мостом в  Каунасе, а через три года промчался за 25 минут,под десятью мостами подряд над рекой Нерис в Вильнюсе (Лаздинайским, Зелёным,Жверинским, с высотой пролёта всего 6 м), едва не касаясь колесами воды, завершив программу пилотажа «мертвой петлей».

Через год после этого в Каунасе былполет под пешеходным мостом (вверх шасси), а еще через десять лет на празднике Риги - под вантовым. Что это, лихачество? Вовсе нет! Он испытывал все возможности машины. И придумывал новые: изобрел несколько пилотажных маневров, в том числе «Кайрисколесо», «Маленькая лупа», и был первым, кто успешно выполнил маневр по навешиванию самолета с пропеллером, как вертолета. Интересно, вспоминает ли пилот свое училище, однокашников, педагогов?..

Лысые романтики, воздушные бродяги…

На эту встречу смогли приехать около 30 человек из 600 выпускников 1978 года. Сергей Карманов рассказывает, что план нынешней встречи формировался долго:

Но гораздо дольше мы не виделись. Нашлись, но не смогли приехать Ильдус САДРИЕВ, Виктор БУКАРИНОВ, Тамаз МОРГИАНИ, Евгений ЛУКЬЯНОВ,Володя ЕРШОВ, Валерий НИКОЛАЕВ, Сергей БЕЛОБОРОДОВ, Сергей БАЗИЛЕВИЧ, Сергей ДОЛГАНОВ, Сергей ЕРЕМИН.Кстати, в нашей 5 роте у 20 курсантов из 120 было имя Серега - видимо, мода 50-х годов сказалась.Мы очень сожалеем, что командир нашей роты, Владимир Родионович ПРУДИУС, добрейшей души человек,который был для нас и за мать, и за отца, находился в тот момент на сложной операции. Мы надеемся позже увидеть нашего старшего друга и поблагодарить его за все, что он для нас делал!  

Тем временем, бывшие курсанты по одному подходили к зданию училища,с трудом узнавая друг друга: столько лет прошло! А потом, приглядевшись, кидались вобъятья. Посмотришь со стороны:немало повидавшие на своем веку убеленные сединами, а то и вовсе лысые мужчины. А как собрались вместе -мальчишки! Воспоминания, похлопывания по плечу, радостные возгласы…Направить собрание в рамки заранее намеченного планапомогла только строгая команда: «Курсанты!» И все притихли и дружно направились к автобусу, который предоставило им училище на этот день. Сопровождал всех заместитель директора училища по работе с личным составом, безопасности и чрезвычайным ситуациям Игорь ПАНКРАТОВ.

А ваш корреспондент не упустил возможность пообщаться с выпускниками.

Сергей БЕЛЯЕВ родом из Красноярского края, а сейчас живет в Питере, служил на Чукотке, в Мурманской области был начальником группы аварийного покидания самолета, обслуживал катапультное кресло:

Наше кресло самое лучшее в мире, это жизнеобеспечение летчика.Систему семейства К-36 разрабатываетНПО «Звезда» в Томилино Московской области. Они настоящие пионеры в своем деле, там изобрели скафандры для Белки и Стрелки и все, что связано со спасательным оборудованием, с космонавтикой. Эти кресла на вертолетах спасают летчиков в ситуациях катастрофы. Я в Москве осваивал новые разработки кресел для самолетов, которые продают за рубеж.

А вот ещё одна история:

Я до училища работал на военном авиаремонтном заводе в Калининграде и думал туда вернуться, а когда три года отработал, никуда больше не пошел из Аэрофлота. Свосьмидесятого года - в Питереохранял воды на вертолете К-26. Все водные ресурсы Северо-Запада от Калининграда до Белого моря по периметру облетел. Чудское, Онежское, Ладожское озера…Над Ладогой самое страшное лететь, она как море: на высоте 150 метров 40 минут летишь – берегов не видно. Вода до 14 градусов только нагревается…

В поселке Советском живет Владимир СЕРГЕЕВ:

У нас в 53-м взводе учился курсант Борис КАБАК из Молдавии. Возвращается как-то он из увольнения, его останавливает патруль, офицер спрашивает: «Товарищ курсант, ваша фамилия?» Тот отвечает:«Кабак», «Я не спрашиваю, откуда вы идете, я спрашиваю фамилию!», тот опять говорит:«Кабак!». Офицер вскипел: «Вы что, надо мной издеваетесь?» Открыл удостоверение, увидел фамилию, извинился. Такой был случай…

Под винтом вертолета

 

Приехали на учебную базу, которая, как и прежде, находится на недостроенной в военное время взлетно-посадочной полосе в 14 километрах от Выборга. Сфотографировались перед учебным корпусом аэродрома, и пошли к вертолетам. Нас сопровождали три добрейших крупных пса, видимо, аэродромная охрана.

Редко кому удается проникнуть сюда, где курсанты проходили практику: учились ремонтировать двигатели, несущую и гидросистемы… Увертолетовкаждая лопасть по 11 метров, вместе со втулкой -22 метра, этодиаметр несущей системы. Расхождение между лопастями в момент вращенияне должно превышать 10 мм. Большой транспортный вертолет МИ-26 мог перевезти 72 пассажира, раньше туда заезжали бронетранспортеры, КРАЗы, асейчас, говорят, это запрещено.

Бывшие курсанты вспоминали, рассказывали забавные случаи, приводили интересные факты, понятные, впрочем, только специалистам. Кто-то засмеялся: родственники присылали курсантам посылки с салом, и те по очереди их брали с собой на аэродром, и всем взводом ели там сало и лук.

Александр НАДЕЕНСКИЙ сейчас живет в Выборге:

С другом мырешали после школы, что делать, куда поступать? Такие красивые синие форменные фуражки у летчиков - поехали в Ригу, на диспетчеров хотели учиться. Приехали, но не прошли летную комиссию по здоровью. Ау борт-механиковдопуски совсем другие - поступили сюда. Из нашего 53-го взвода 5-й роты из 30 человек семьборт-механиков. Примерно такой процент у всех. Мы с Сергеем ИШИМЦЕВЫМ до 28 лет вместе работали. Я прошел путь от техника-бригадира, начальника смены, до замначальника участка. А потом поссорился с начальником ВТБ, и ушел в летный отряд. Отлетал на МИ-2, МИ-8, КА-32 и МИ-26 старшим борт-механиком.  Совершил 15 командировок в Африку, когда отряд работал на ООН.

Сергей Ишимцев приехал на встречу из Тюмени, а Сергей ЛОПАЙТИС из Вильнюса (сам родом из Калининградской области):

Когда распределялись, на север было много желающих, я не попал. Распределили в Вильнюс, и там застрял: 40 лет на одном месте, в аэропорту «Литва». Тружусь всю жизнь по нашему профилю. Работал на КА-26 до тех пор, пока не развалился Союз и пока не уничтожили мелкую авиацию в Вильнюсе, а теперь работаю на FLTECHNICS слесарем по ремонту боингов. Мне на «восьмерке» не удалось поработать, единственный раз я залез на нее в 90-е годы, когда какой-то чиновник с кем-то рассорился и хотел угнать в Польшу 8 абсолютно новых полностью укомплектованных вертолетов. Они у нас в Вильнюсе года два стояли между «рулежкой» и полосой, на грунте. Потом литовская прокуратура нашла виновника, но он отказался от своей собственности.Отремонтировали в Каунасе 8 вертолетов, четыре из них забрала литовская армия, а остальными четырьмя рассчитались с заводом.

Еще одна история вспомнилась: как-тоидем с ребятами из увольнения, а навстречу женщина в комнатных тапках: «Сынки, двери захлопнула, не могу в квартиру попасть! Никого нет, я одинокая!» Парни меня подсадили, по трубе залез на балкон, зашел в квартиру и впустил хозяйку.

Кстати, по трубе лазил не одинЛопайтис: Александр Надеенский тоже отважился на такой подвиг, когда его отстранили от танцевального вечера.  Многие читатели (а особенно читательницы) старшего поколения помнят, что на танцы в училище билетов было не достать, многие девочки туда стремились.

Евгений ШУТОВ прилетелиз Екатеринбурга, но довелось поработать на Чукотке, видел полярное сияние, белых медведей, общался с местным населением:

Цивилизация чукчам на пользу не идет: переняли только темные очки, перчатки, сигареты, зажигалки, водку. В их организме нет ферментов, которые расщепляют алкоголь. Им бы жить по своим древним законам…

Сергей Карманов вздыхает, глядя на вертолеты:

Вот такое было наше хозяйство, мы лазили тут, все это изучали, крутили…Круче всего было кататься на лопастях, как на качелях! Меня Довгалюк и снял, поговорка такая была: для курсанта лучший друг дядя Петя Довгалюк! Это был начальник военно-строевой подготовки.

Заметив два «кукурузника» (самолет АН-2) без крыльев, Сергей раскинул руки:

-Я полетел, парни, крылья есть!

 

- Даже не верится, что мы здесь, - сказал кто-то тихо.

 Ты помнишь, товарищ?…

День выдался хоть и солнечный, но холодный (почти на севере живем). Организаторы все предусмотрели, и нас уже ждали в кафе с горячим то ли обедом, то ли ужином. В камине весело потрескивали дрова, и впереди был целый вечер для общения.

Открыл вечернее торжество командир 1 роты Вениамин  ВИНОГРАДОВ:

Ребята! Я назову вас так, хотя вы уже все, практически, пенсионеры. Очень радостно, что мы вместе…Среди нас уже есть большие потери, поэтому вы очень правильно сделали, что приехали. Можно пообщаться, вспомнить, какими мы были, узнать новости о друзьях. Потом будем  рассказывать детям и внукам об этой встрече. Я хочу   пожелать вам и вашим родным и близким здоровья и счастья,долгих лет жизни. И не забывайте друг друга!

Николай САВИНОВ (ехал из Якутска сутки):

Я не мог не приехать, это память о лучших годах нашей жизни, которые мы провели здесь. Училище дало нам знания, а самое главное - дружбу, которую мы пронесли через всю жизнь. Нас, якутянчетвертой роты, сейчас трое…

По - разному сложились судьбы выпускников.

Петр КУЗНЕЦОВ отлетал на МИ-8 свыше 30 лет в Тюменской области, Салехард не близко, но не приехать не смог - мужская дружба! Ветеран Афганистана Валерий МЕЛЬНИКОВ прибыл из  Дзержинска Московской области, работал в гражданской авиации, в армии служил, сейчас в ЧОПе работает. Многие прошли через Афганистан…

Житель Санкт-ПетербургаВладимир ДЕРМУГИН после школы поступил в институт, но через полгода его потянуло в авиацию:

Когда учился, был на хорошем счету у преподавателей, мог весь вертолет разложить по полочкам и собрать снова. Заканчивал службу старшим бортовым техником-инструктором на МИ-8. До сих пор знаю вертолет, могу взлететь и сесть…В каждой учебной группе были свои компашки, у нас был союз советских наций из пяти человек: Витька ГОЛУБОВСКИЙ родом из Украины, Толик КРАВЧЕНКО из Молдавии (ногу сломал в декабре, а так бы приехал), Сашка РАПТУНОВИЧ из Белоруссии(работал в Билибино), Владимир ВАСИЛЬКОВ из Баку, а я приехал из Киргизии, из пятерки здесь сегодня двое… Меня на край земли, вНиколаевск-на-Амуре распределили. Потом в Заполярье работал, в поселке Тазовский Ямало-Ненецкого автономного округа, потомотдал армии ровно 12 лет. Помню, в Афгане как-то иду и вижу: навстречу шагает Валера Мельников.В командировку приехал! Всю ночь проговорили.

А ведь хорошая была у нас жизнь!

Живет в Выборге Владимир Васильков, которого все звали Василек, веселый балагур, главный танцор 5-й роты, всегдапервое место в художественной самодеятельности занимал:

Это училище авиатехников-вертолетчиков было единственным в СССР. Оно мне дало путевку в жизнь, научило дисциплине, дружбе, в нем я понял географию, потому что со всего союза учиться приезжали. Пошел по зову партии и правительства поднимать гражданскую авиацию,а сейчас в партии пенсионеров… Я отработал в авиации положенные 3 года в Баку, по семейным обстоятельствам вернулся в Выборг.Устроился работать на судостроительный завод, в 8-й цех судосборщиком корпусов, где работали уже многие наши ребята.

  

Олег ГОРЯЧЕВ из 5-й роты 51-го взвода, служил на родине, в Магадане, сейчас живет в Гатчине. Андрей ПРОСЕКОВ распределился в Дагестан, в Махачкалинский ОАО. Акрам КАЗЫМОВ из Тобольска более 6 лет работал по специальности, сейчас водит большой автобус.

Андрей ПРОШКИНАС приехал из Якутска, Александр МАЗУН - из Новороссийска, а работал в Нальчике, был лучшим музыкантом училища, играл на гитаре, подбирал мелодию на слух.

Выборжец Владимир ПУПЛИКОВ вернулся в родной город лет двадцать назад из Сахалина:

40 лет пролетели незаметно, училище воспитало ребят, которые и народ спасали, и пожары тушили… Очень обидно, что это все сейчас уходит,опыт технарей передавать некому,из нашего выпуска на Сахалине работалипять человек, двоих уже нет... Давайте чаще встречаться.

Гражданский бортинженер-испытатель Игорь МОИСЕЕВ учился в 4-й роте 44-го учебного взвода, а на встречу приехал с женой Ириной, с которой прожили 38 лет, причем она в календаре отмечала все дни, когда мужа дома не было. Получилось чистых 9,5 совместных лет!

Моисеев оправданно считает, что если хочешь чего-то добиться вавиации, то её любить надо, а не только видетьвысокуюзарплату и красивую форму:

Училище для меня было дорогой в будущее, между прочим, наша группа сдала все госэкзамены на хорошо и отлично. Я распределился в Якутскую АССР, поселок Усть-Нера, там температура до -72 градусов доходила, самому холодному месту в странепамятник стоит. Пять лет отработал на севере, потом попал на вертолетный завод в качестве спасателя во время  испытательных полетов. Затем мне и самому предложили работать испытателем.Закончил заочно Киевский институт, и меня отправили в Жуковский, там отучился 8 месяцев и 28 лет пролетал на испытаниях. Прошел Чернобыль, Чечню….

В девяностые годы корпорация МИГ, в которой работало порядка 30 000 человек, осуществляла деятельность под эгидой миссии ООН.Заводу нужно было как-то выживать, никто вертолеты не заказывал, и директор Михаил Васильевич Нагибин, решил сдавать в аренду выпущенные вертолеты, и мы летали в горячие точки по линии миссии ООН, так как там было гарантированно финансирование.Мы доставляли воду, продукты…

Преподаватель Юрий Глазков вел у них авиационное радиоэлектронное оборудование, был классным руководителем 5-й роты. Он принес старый дневник классного руководителя, который сразу пустили по кругу.

Пришел и Борис ПЕВЦОВ, который помимо преподавательской работы руководил агитбригадой:

Авиаторы по призванию и романтики мы душой, дай нам Родина лишь задание, мы откроем маршрут любой. Преодолеем мы вал девятый и заполярья мерзлоту, ведь мы ребята из 5 роты… К этим стихаммузыку написал мой друг… Я ровно 30 лет проработал в училище, 10 лет на аэродроме инструктором и 20 лет вел предмет. Спасибо что вы приехали, что у вас сохранилась любовь к этому городу. Что вы у нас есть. Мы сегодня помолодели душой на 40 лет.

Все встали, поднимая тост за Выборгское авиационное техническое училище гражданской авиации имени маршала Жаворонкова и за тех, кого любили, и кого уже нет на земле: Алексея Давыдовича Богданова, Михаила Григорьевича Русского, Александра Николаевича Юдина, Юрия Михайловича Васильева…

Историю пишут люди. Своими делами, поступками, воспоминаниями… Старожилы города помнят этих подтянутых, собранных парней в летной форме. Многие выборгские девчонки мечтали познакомиться с курсантами… Многие стали их женами, и уехали с ними на «севера», что считалось самым престижным. А уж тех, кому северов не хватило, раскидало, разбросало по всему необъятному Советскому Союзу, нашей тогдашней Родине…

Ольга НАБАТОВА

Читайте также