«Трамвай не на ровном месте появился»

Выборгский трамвай. Моторный вагон «Asea»
1420

Ностальгическая грусть по выборгскому трамваю, ушедшему в небытие в 1957 году, не покидает горожан. Идея его реинкарнации много лет витала в воздухе, обсуждалась в соцсетях и на собраниях краеведов. И вот, наконец, начала обретать материальные черты: в данный момент идет изготовление макета трамвая в натуральную величину. В ходе работы над деталями возникают важные вопросы, решать которые призван районный общественный Совет по топонимике.

Помощник главы районной администрации по вопросам архитектуры и градостроительства Олег ЛИХОВИДОВ напомнил собравшимся членам совета: «Трамвай не на ровном месте появился», в разное время предлагалось «увековечить» память о нем разными способами. Например, чтобы тень выборгского трамвая скользила (с помощью диапроектора) по фасадам домов, или чтобы Старый город вдруг оглашал звон трамвая, вводя в заблуждение прохожих... Согласитесь, идеи красивые! Но осуществить их проблематично из-за климатических условий, объяснил Лиховидов. Поэтому остановились на традиционном памятнике.

С сентября 1912-го по апрель 1957-го года в Выборге ходило четыре типа трамваев. Самым первым был моторный вагон фирмы «Asea». Как раз именно такая модель сохранилась в городском музее Хельсинки. На ней и решено было остановиться, чтобы мастера при изготовлении макета могли ориентироваться на оригинал.

Макет, изготовленный из металла, будет весить 9 тонн, как настоящий вагон. Напомним, что он будет установлен на треугольном пятачке при повороте с Крепостной на Пионерскую. Поначалу хотели сделать памятник нефункциональным, но потом решили, что бесхозная малая форма быстрее подвергнется вандализму и ветшанию. Поэтому сейчас изготовители работают над внутренним убранством, будет даже «действующий» пульт управления. Есть предложения приспособить трамвай под сувенирный киоск или кофейню. Но вот одна, казалось бы, маленькая деталь потребовала скорейшего решения. Дело в том, что на старых фотографиях на бортах трамвая видна эмблема. В ее центре – плохо, но все же различимое изображение замка, текст в верхней половине круговой надписи выполнен на финском («Wiipurin sähkölaitos»), в нижней – на шведском («Elektricitetsverket i wiborg»). Скорее всего, считает директор Городского информационного центра Анатолий СМОЛЬЯНИНОВ, это эмблема электромеханической компании. Какую надпись делать, чтобы отразить и советскую историю выборгского трамвая? В каком виде изображать замок? Из чего изготавливать эмблему? Вот что горячо обсуждали члены Совета по топонимике.

Лиховидов сообщил: поступали предложения отлить эмблемы в бронзе (стоимость – 90 тыс. руб.), сделать из дерева, вычеканить, выгравировать на пластике… Но члены совета по топонимике в данном случае прислушались к мнению Аллы МАТВИЕНКО, которая убеждена, что эмблемы делались из недорогого материала и часто заменялись. В конце концов решили: на эмблемах из пластика должна быть надпись «Выборгский трамвай», с одной стороны на русском, с другой – на финском, а также даты: 1912-1957. Вагончик будет красного цвета, эмблема – белого, надписи черные. Маршрут должен быть также обозначен на двух языках.

Конечно же, сразу раздались реплики о том, что окружающая среда вокруг трамвая не располагает к любованию. Фасады домов обшарпаны, бывшее здание модного ресторана «Лехтоваара» (ул. Крепостная, 24) запущено…

Проект предусматривает благоустройство пятачка, на котором будет установлен трамвай: здесь предполагается сделать мощение, установить скамейки и фонарные столбы. Благоустройство зданий – это следующий этап. Если мы затянем обсуждение, то выпадем из программы благоустройства в рамках проекта «Комфортная городская среда», – предостерег совет Олег Лиховидов. Он также сообщил, что собственник Крепостной, 24, проживающий в Петербурге, долго не мог определиться с тем, как использовать здание. Наконец проект приспособления выполнила «Спецпроектреставрация», и он сейчас находится на согласовании в Минкульте. Так что процесс вяло, но идет.

Юлия Подскребаева

Читайте также