«ЗАГАДОЧНАЯ» НАДПИСЬ НА ИКОНЕ

«ЗАГАДОЧНАЯ» НАДПИСЬ НА ИКОНЕ
«ЗАГАДОЧНАЯ» НАДПИСЬ НА ИКОНЕ «ЗАГАДОЧНАЯ» НАДПИСЬ НА ИКОНЕ

Несколько лет назад Андрей КИРЮТА реставрировал одну из почитаемых святынь Выборга – икону Господа Вседержителя, хранящуюся в Спасо-Преображенском соборе. Но только на днях Андрею удалось, наконец, расшифровать сделанную на ней надпись.

Образ находится справа перед алтарем, в большом киоте. 

– Судя по стилю и приемам, это конец 17 – начало 18 века, – поясняет Кирюта. – История появления иконы в соборе мне неизвестна. Я знал людей, которые служили здесь в 1970-е, и икона уже была. Самой большой проблемой для икон в старину был жучок-точильщик. Поэтому их обивали кипарисом или делали на досках из кипариса, который точильщик не ест. Но для России это большая роскошь. Жук не точит еще дуб, но его использование нежелательно из-за жесткой древесины, если доска покоробится от влаги – уже не исправить.

Икона Вседержителя была написана темперой на липовой доске, состоящей из четырех частей, с медным посеребренным окладом, позолоченным венцом. 

– За столетия жучок превратил липовую доску в труху. Как изготавливается икона? Деревянный щит склеивается из нескольких частей, в него вставляются шпонки. Когда дерево набирает влагу, шпонки не дают ему покоробиться. На доску наклеивается ткань, она грунтуется, и на ней уже пишется изображение. Когда я вскрыл икону, то увидел, что дубовые шпонки давно выпали, а дерево напоминало губку. 

Андрей инструментами и вручную снял труху, так что икона превратилась в тонкую пластину, укрепил ее клеями и наклеил на новую липовую доску, провел реставрацию красочного слоя (расчистку, тонировку утрат). С самого начала реставратора привлек орнамент на одеждах Спасителя. Оказалось, что это стилизованная надпись славянской вязью. Андрей смог разобрать только слова «Отца моего…» Он знал, что это должна быть фраза из Евангелия, и все эти годы искал и не мог найти ее в писании. 

 

-

– Это оплечное изображение Вседержителя. Когда икона поясная, то писание находится у Вседержителя в руке, иногда оно развернуто к нам, и можно прочитать текст. А на оплечных иконах текст писали на одеждах, обычно часть фразы, остальное как бы терялось в складках ткани, – поясняет Кирюта. 

На днях художник Владимир ЖАК, друг и соратник Андрея по обществу «Олавгард», который тоже участвовал в поиске, нашел на просторах интернета справочник «Наименования и надписи на иконных изображениях» Филатова и Камчатновой. Андрей прочитал книгу за вечер, хотя для неспециалиста написанное в ней – все равно, что японская иероглифика.

 

-

– И вот, наконец, спустя годы, она «открылась». Так из глубины веков звучит нам, ныне живущим, этот призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (в русском переводе). Евангелие от Матфея, 35 глава, 4 стих. Какая-то умиротворяющая сила исходит от этой иконы. Выразительный, строгий и вместе с тем милующий взгляд Спасителя дает надежду...

Напомним, что Андрей Кирюта – профессиональный художник, сейчас занимается в основном иконописью и реставрацией икон. В Спасо-реображенском соборе находятся 17 икон его кисти. 

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев