«Я ГОВОРИЛА, А МЕНЯ СЛУШАЛИ!»

«Я ГОВОРИЛА, А МЕНЯ СЛУШАЛИ!»
566
«Я ГОВОРИЛА, А МЕНЯ СЛУШАЛИ!»

Памяти Анастасии Андреевой

На днях ушла из жизни одна из первых жительниц Выборга, ветеран войны, человек с уникальной судьбой...

В 2011 году в «Выборге» было опубликовано мое интервью с Анастасией Ивановной Андреевой: она приехала в Выборг в 1940 году, в 1941 ушла добровольцем на фронт, отступала вместе с Красной армией, была ранена, провела три года в финском плену.

Тот разговор получился немного скомканным.  До этого Анастасия Ивановна никогда не рассказывала свою историю чужим людям, а тем более журналистам, ведь по ее мнению, ничего героического в годы войны она не совершила.

После мы не виделись несколько лет, но я хорошо знала новости из жизни Анастасии Ивановны от директора музея на Рубежной Надежды Ивановны Забавской. Я знала, что Анастасия Ивановна неоднократно участвовала во встречах в музее, рассказывала свою историю в школе, для финского ТВ и прессы, и конечно, российским журналистам.

В прошлом году я вновь позвонила Анастасии Ивановне с просьбой об интервью. Она сразу меня вспомнила, обрадовалась,  но сказала, что войну больше вспоминать не хочет. «И не надо, – ответила я, – давайте вспомним послевоенный Выборг».

«Ирочка, как жизнь-то моя изменилась!» – с порога встретила меня Анастасия Ивановна. Она начала рассказывать об этих встречах в музее, со школьниками, радовалась и удивлялась интересу к своей личности: «Я говорила, а меня слушали!». В довершение она достала финский глянцевый журнал, где ей был посвящен целый разворот:

«Вот, ты посмотри»,– показывая на обложку, смеялась Анастасия Ивановна,– «Здесь шведская королева, а здесь я со своей Амурой (собакой)». И это соседство в одном журнале с коронованной особой ее очень забавляло.

Она действительно умела рассказывать ярко: великолепная память, наблюдательность, и главное – жизнерадостность.  Из журналистского опыта я знаю, что так умеют радоваться  жизни лишь люди военного поколения, кто в полной мере испытал страдания и однажды уже перешагнул границы бытия. 

Воспоминания Анастасии Ивановны остались с нами в аудио– и видеозаписях. И я уверена, что просматривая их, люди будут узнавать не только историю Выборга, но и поймут, какими на самом деле были люди той эпохи – эпохи поколения победителей.

Ирина АНДРЕЕВА

Она умела радоваться жизни

Тележурналист Алексей Михалев нынешней весной записал воспоминания Анастасии Андреевой для своего фильма «Окно в Россию»:

«А замуж меня не брали. Не знаю, может, не понравилась чем. Уж и война закончилась, жизнь наладилась. А замуж не брали», – и ее взгляд меркнет, голос становится тихим. Хотя еще минуту назад мы слышали яркий рассказ боевой медсестры, 16-летней девчонкой убежавшей на фронт, уговорив патрульных в военкомате приписать ей два необходимых года. 

Ныне Анастасии Ивановне 92. «Вот смотри: сюда пуля вошла, –  палец упирается в затылок, – А здесь, под правым глазом, вышла». Автоматная очередь изрешетила всё тело крошечной девочки. Упала в придорожную грязь и неизвестно, как долго пролежала в ней ничком, без сознания. Свои решили, что убита – из Выборга в 41-м отступали стремительно. Пришли финны, осмотрели: жива. Отпираться, говорить, что гражданская не имело смысла: униформа, подсумок с гранатами, мосинка через плечо. Взяли как военнопленную, но выходили в трех госпиталях. Потом – лагеря. Когда вернулась после войны домой – вместе со всеми восстанавливала Выборг…

«Посмотрите, какие прически у нас были! И это в 46-м году! Всё работало: и парикмахерские, и маникюр мы делали, и даже парфюмерия продавалась! Вы думаете, мы забитые были? Мы вперед шли, мы верили, что будет лучше!» – Анастасия Ивановна молодеет минимум вдвое, но голос и взгляд вновь внезапно меркнут: «А замуж меня не брали. Не знаю, почему. Сына родила незаконно, вне брака. Потому, что надо же было. А замуж не взяли. Может, не понравилась чем, не знаю». Она произносит это голосом провинившегося человека, точнее говоря, провинившегося ребёнка. Замуж Настю Андрееву, радостную, яркую девушку не брали по понятной причине: была в плену, зачем и себе портить биографию? Так и прожила всю жизнь. Ни на кого не обозлилась, и финнам недавно сказала: спасибо, что подобрали меня тогда в канаве, жизнь мне спасли. 

Добрый, светлый, душевно щедрый человек». 

Читайте также