ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ЖЕРВЕ

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ЖЕРВЕ
1025
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ЖЕРВЕ

В январе 1744 г. была образована Выборгская губерния, объединившая Выборгскую, Кексгольмскую и только что завоеванную у шведов в период войны 1741-1743 гг. Кюменегородскую провинцию. В пограничной губернии на комендантах крепостей лежала большая ответственность, так как сосед был беспокойный, непредсказуемый, мечтавший о реванше. Поэтому комендантами здесь назначались опытные, прошедшие  хорошую армейскую и боевую школу офицеры. Одним из них и был генерал-майор Карл (Ганнибал) Еремеевич Жерве, исполнявший  должность коменданта Выборгской крепости в 1809-1818 гг. К этому времени  за его плечами была более чем 35-летняя военная служба и участие в двух русско-шведских войнах. 

К  арл Жерве родился в Германии в 1755 г., в семье прусских дворян. В самом начале 1760-х гг. семья переехала в Россию. На военной службе Карл Жерве находился с 1772 г., сначала в лейб-гвардии Измайловском полку, затем в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, «где дослужился до чина «кадетского капитана», и в 1785 году выпущен премьер-майором в Кексгольмский пехотный полк, откуда вскоре переведен в морские батальоны». В период русско-шведской войны 1788-1790 гг. Карл Жерве, в составе экипажа 100-пушечного  корабля «Двенадцать апостолов», принимал участие в морских сражениях, в том числе в знаменитом Выборгском сражении 22 июня 1790 г. С 1793 г. он опять в сухопутных войсках, служит в Великолуцком пехотном полку, дислоцированном  на территории Выборгской губернии. Весной 1798 г. инспектор инфантерии Финляндской инспекции (в 1796 г. Павел I преобразовал дивизии русской армии в инспекции) М.И. Кутузов инспектировал подведомственные ему войска. И, конечно, встречался с их командным составом, а значит и с К.Е. Жерве. В своем рапорте от 5 июля, докладывая императору о результатах смотра, Кутузов особо выделяет Великолуцкий и Невский полки и  отмечает, что «сводный гренадерский батальон подполковника Дежерве (де Жерве), из сих полков составленный, в обучении, в обмундировании  и вооружении равен полкам, из которых роты составлены». В очередном рапорте императору от 12 июля 1799 г. Кутузов так отзывается о гренадерах теперь уже полковника Жерве: «выучены весьма хорошо». На этот раз  усердие Жерве было отмечено производством в генерал-майоры. В это время семья  уже жила в Выборге. В начале 1801 г. К.Е. Жерве назначен комендантом  Кексгольмской крепости, с 14 февраля 1802 г. и до 14 февраля 1811 г. он являлся шефом Выборгского гарнизонного полка. До конца дней жизнь его была связана с Выборгом. Здесь, 26 ноября 1803 г., «за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах»  он был награжден орденом Св. Георгия 4 степени. К.Е. Жерве принял участие в последней русско-шведской войне 1808-1809 гг. Война была еще в полном разгаре, когда 26 марта (2 апреля) 1808 г. Александр I своим манифестом объявил о присоединении  Финляндии «отныне и навсегда к Российской империи» и повелел «принять от обывателей ее присягу на…  подданство». Для исполнения данного повеления в «новозавоеванную область» был командирован генерал Жерве. В феврале 1809 г. он доложил выборгскому военному губернатору А.В. Обрескову, а тот, в свою очередь, военному министру А.А. Аракчееву, что «в пребывании его там, всех кирхшпилей  жители приведены на подданство России к присяге». Мирный договор со Швецией был заключен 17 сентября 1809 г. во Фридрихсгаме. По нему вся Финляндия вошла в состав  России как автономное Великое княжество Финляндское.

В ноябре этого же 1809 г. Карл Еремеевич Жерве был назначен комендантом Выборгской крепости. У 54-летнего генерала было шестеро детей: сыновья Александр, Любим, Иван, Константин, дочери Мария Катарина и Елена. Портрет генерала можно представить себе по описанию, сделанному его сыном Константином: «Отца я хорошо помню только с того времени, когда он уже вернулся из шведской компании 1809 года… Он был несколько более среднего роста, весьма красивой, привлекательной наружности, имел прекрасные, выразительные карие глаза; умное благородное лицо, … одевался аккуратно и хорошими манерами и любезностью производил на всех приятное впечатление». В это время Карл Еремеевич был женат на Дарье Вейраух, сестре своей первой жены  Натальи (умерла в 1790 г.). «Мать, – вспоминал Константин Карлович, – я помню уже более пожилою женщиною, весьма бдительною хозяйкою… характера самого доброго, кроткого, … выезжала в общество весьма редко, одевалась очень просто, но прилично своему званию».

В Выборге семья проживала на территории так называемой Главной крепости. Круг общения семьи – «аристократическое общество» друзей отца: семья барона Ф.Ф. Штейнгеля (в 1810-1823 гг. генерал-губернатор Финляндии), генерал-аншеф в отставке барон Карл Густав Врангель (в 1797-1800 гг. был комендантом Выборгской крепости), генерал-майор Карл Карлович Коль, тайный советник барон Л.Г. Николаи и его семья.

В июне 1812 г. войска Наполеона перешли границу России. Ведя упорные бои, наши армии отступали. Возникшая угроза Петербургу вызвала опасение за хранившуюся здесь денежную казну государства, в то же время царская семья была озабочена судьбой своего  личного имущества. Как следствие этого последовал  приказ императора о вывозе ценностей из столицы. Было разработано  три водных северных маршрута. Документально подтвержден лишь один из них: 18 сентября 1812 г. из Петербурга вышла флотилия под командой  лейтенанта А.А. Дурасова. На трех ее кораблях в ящиках и бочонках, находилась «денежная казна, приданое великих княжон и архивы». Корабли по реке Свирь дошли до Онежского озера и остановились в Вытегре. Здесь ценности хранились до весны 1813 г., когда были отправлены обратно в Петербург. О втором маршруте известно лишь из  «Воспоминаний» Константина Жерве. «Помню, – писал генерал, – отец мой получил важное поручение: при собственноручном письме императора Александра I ему на сохранение были высланы на кораблях огромные ящики с драгоценностями из Эрмитажа и Двора, картины, бриллианты и разное другое имущество царской фамилии. Это поручение причинило много забот и беспокойства отцу. С большою осторожностью почти все эти вещи он поместил в шлоссе, где был удвоен караул и учреждено особое дежурство штаб-офицеров, которые должны были зорко следить за целостью вещей и при смене подавать отцу особые записки о благополучной сдаче дежурства. Отец был очень доволен, когда весною 1813 года сдал в целости все вещи обратно на корабли». (Вполне возможно, что все эти ценности хранились в замке в «денежной кладовой»).

Выборг находился вдали от сражений войны 1812 г., но отголоски ее  доходили и до этих мест: зимой  через город  проходили «иногда несколькими партиями сразу, пленные французы, немцы, итальянцы, шведы». Будучи человеком щедрым, хлебосольным, комендант за свой счет «угощал пленных нижних чинов обедом или ужином, смотря по времени их прибытия, горячею пищей, водкой и пивом, а офицеров и высших чинов приглашал к своему столу. Внизу, в людских, накрывались большие столы для 200-250 человек, которые разделялись на две – три очереди, так как всем сразу не доставало мест».

В сражениях Отечественной войны принял участие старший сын Карла Еремеевича Александр. Он командовал батальоном Финляндского полка и за мужество проявленное в боях был неоднократно награжден, в том числе орденом Св. Георгия 4 ст.

Почти девять лет находился К.Е. Жерве на посту коменданта Выборгской крепости. Скончался он 18 июля 1818 года и был похоронен в Выборге, «за Петербургским форштадтом», то есть на Ристимякском кладбище. После смерти Карла Еремеевича его семья осталась без средств и только непосредственное обращение к Александру I позволило добиться пенсии. В период войн XX в. Ристимякское кладбище значительно пострадало. К сожалению, не сохранилась и могила генерал-майора К.Е. Жерве. В наши дни, при волонтерских работах,  на кладбище Сорвали  было обнаружено надгробие с могилы его сына Йохана (Ивана) Жерве. Потомки  этого рода и по сей день честно служат России.

Зинаида Новоселова, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника

Читайте также