ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ЯЛКАЛА

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ЯЛКАЛА
3335
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ЯЛКАЛА

Историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала» к истории Выборгского замка формально имеет весьма опосредованное отношение. Однако с историей Выборгского музея-заповедника, расположенного в Выборгском замке, музей-заповедник «Ялкала» связан вполне определенным образом, поскольку с 2015 года «Ялкала» входит в состав выборгского музея. С недавнего времени – в качестве филиала.

Музейная история Ялкалы началась в октябре 1940 г., когда здесь был открыт Дом-музей В.И. Ленина. Несколько месяцев назад закончилась советско-финская война, и для советских властей было важно продемонстрировать «историческую преемственность»: Ялкала – это часть биографии вождя мирового пролетариата. Но – обо всём по порядку.

Расположенная в 10 километрах от Зеленогорска (Териок), Ялкала – это финская деревня, которая входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии. Уже после войны, в 1948 г. Ялкала была переименована в Ильичево – в честь «Ильича», В.И. Ленина, и ныне поселок Ильичево относится к Первомайскому сельскому поселению Выборгского района. После войны Ильичево было местом жительства сотрудников Главной экспериментальной базы Государственного гидрологического института, а в начале XX в. в Ялкале жили не гидрологи, а чахоточные больные. Именно здесь располагался известный туберкулезный санаторий «Питка-Ярви» (по названию озера, на берегу которого он располагался; ныне это озеро Долгое). В этом санатории в мае 1918 г. скончался Г.В. Плеханов, один из отцов российской социал-демократии.

Однако музейная история Ялкалы оказалась связана не с Плехановым, а с его учеником, а потом и идейным оппонентом – Лениным. В двух километрах от нынешнего Ильичево находится небольшой хутор, известный прежде как «хутор Парвиайненов». Это и есть нынешний музей-заповедник «Ялкала». На хуторе Парвиайненов в августе 1917 г. семь дней прожил Ленин.

Ленин оказался у Парвиайненов не по собственному желанию. После того, как в июле 1917 г. большевики предприняли в Петрограде неудачную попытку восстания, Ленин был объявлен Временным правительством в розыск. Угроза ареста была более чем реальной: был выписан ордер. Начинается секретная одиссея Ленина на Карельском перешейке. Сначала – шалаш (столь знаменитый впоследствии) в Разливе. Потом было решено перевезти Ленина в Гельсингфорс (Хельсинки). В качестве временного перевалочного пункта была выбрана Ялкала. Ялкалу как место убежища предложил финский большевик Эйно Рахья. Советским людям Рахья, быть может, памятен по фильму Сергея Васильева «В дни Октября», где роль Рахьи исполнил Георгий Жженов. 

В Ялкале же на хуторе жил отец жены Рахьи, Лидии Петровны, Петр Генрихович Парвиайнен (1865–1924). Фамилия «Парвиайнен», вероятно, многим знакома по названию известных военных петербургских заводов на Выборгской стороне. Снарядный завод называли «Старый Парвиайнен», минный – «Новым Парвиайненом». Владельцем «Старого Парвиайнена» был Йохан Парвиайнен, родной брат Петра. Именно Йохан и подарил брату в 1914 г. хутор под Ялкалой, где Петр и его жена с детьми и жили в 1917 г. Именно в семью тестя Рахья и привез Ленина 9 (22) августа. 

Может удивить, что племянница владельца завода была замужем за большевиком и сама была большевичкой, однако такие «скрещения судеб» в то время были нередки. В Ялкале Эйно и Лидия – в целях конспирации – представили Ленина как «писателя Константина Петровича Иванова». Именно писательством и семье объясняли необходимость покоя и уединения для гостя. Ленин, не будучи «Константином Петровичем», в Ялкале, однако, и впрямь писал, причем не что иное как свой знаменитый труд «Государство и революция».  Есть и еще одна странная «писательская» особенность в пребывании Ленина у Парвиайненов. Ленин, увидев на поле Петра Парвиайнена с сохой, взял ее и попробовал пахать сам. Вспоминал ли Ленин в тот момент о настоящем писателе, не «Иванове», а Льве Толстом, вставшем за плуг?

Хотя Петр Генрихович сразу же узнал Ленина, в Ялкале Ленин находился в парике. Иногда встречаются упоминания, что Владимир Ильич купался в близлежащих озерах, не снимая своей знаменитой кепки, однако потомки Парвиайненов этого не подтверждают. Отъезд из Ялкалы сопровождался «сеансом переодевания»: Ленина загримировали под финского пастора. После этого были остановка в Лахти, пребывание в Хельсинки, остановка в Выборге – и возвращение в Петроград, навстречу Октябрьской революции.

Петр Парвиайнен скончался в год смерти Ленина, в 1924 г., и был похоронен в Ленинграде, на знаменитом Волковском лютеранском кладбище. Вдова Анна Михайловна с детьми уехали в СССР, в Ленинград. До этого времени Эйно Рахья успел стать одним из красных вождей Финляндии. Во время Гражданской войны в Финляндии он руководил обороной Тампере, стал одним из основателей Коммунистической партии Финляндии и представлял ее на первых конгрессах Коминтерна. При этом Рахья долгие годы был непримиримым противником «первого коммуниста Финляндии», О. Куусинена, в результате чего в 1927 г. Рахью исключили из ЦК финской компартии.

Несмотря на столь бурную биографию (в которой было даже изготовление фальшивых финских денег – для подрыва «буржуазного капитала»), Рахья умер в 1936 г. своей смертью – от туберкулеза (и, как указывают некоторые источники, от чрезмерного пристрастия к спиртному). Похоронили его не без почестей в… Александро-Невской лавре, в части, которая тогда называлась «Коммунистическая площадка». Сложнее оказалась судьба тещи Рахьи, Анны Михайловны Парвиайнен. Ее с детьми арестовали в 1939 г. и сослали в Туруханский район Красноярского края – в Игарку. Ссылка, по счастью, оказалась короткой – и, по непредсказуемому повороту судьбы, к осени 1940-го Анна Михайловна была не только на свободе, но еще и стала почетным гостем во время открытия Дома-музея Ленина в Ялкале. А.М. Парвиайнен умерла в 1941 г. в Ленинграде.

В годы Великой Отечественной войны территория Ялкалы вновь стала финской, а в районе Ильичево был расположен лагерь для советских военнопленных. После войны работы по восстановлению музея – уже опять на советской территории – шли быстро: его вторичное открытие состоялось в 1946 г. 

В 1958 г. в музее был открыт  памятник Ленину работы скульпторов А.И. Долиненко, А.Г. Плискина, В.И. Татаровича, Г.Д. Ястребенецкого. К слову сказать, Григорий Данилович Ястребенецкий известен не только своей скульптурной ленинианой (в т.ч. и памятником в Дрездене, 1974), но и как автор живописного портрета Ю. Темирканова (Государственная Третьяковская галерея) и – как скульптор – автор мемориальной доски Л. Утесову в Санкт-Петербурге, на ул. Маяковского. 

Над домом Парвиайненов, в котором жил Ленин, был установлен массивный навес, а обстановка дома представляла его таким, каким дом был в 1917-ом году.

В силу своего профиля музей в советские годы не был обделен вниманием властей. И нетрудно догадаться, что именно «ленинский» профиль музея стал причиной трудностей в конце 1980-х – начале 1990-х гг. В 1993 г. Дом-музей Ленина превратился в Историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала».

Сотрудники музея смогли раскрыть весь тот потенциал, который не использовался в годы музейной ленинианы. Археология и этнография, история финской Ялкалы, история Зимней войны 1939–1940 гг. – вот только несколько новых направлений в работе музея. И они оказались востребованы. То, что называется ныне «интерактивными программами», в Ялкале делают со знанием дела. Но и ленинский сюжет, конечно, не пропал; он – неизбежным образом – претерпел изменения; сегодня лениниана Ялкалы привлекает к себе внимание и тех, кто склонен к ностальгии по советским символам, и тех, для кого эти символы – интересная экзотика.

«Ялкала» – не только музей, это – музей-заповедник. Потому и внимание к миру природы здесь не формальность, а естественная часть музейной работы. И это закономерно; не случайно же окрестности Ялкалы – это часть курортной зоны северного побережья Финского залива.

У Ялкалы есть все шансы превратиться в исключительно востребованный музей. Здесь интересно тем, кто ищет и «советского», и «финского», здесь есть  и богатая история, и тот неповторимый ландшафт, которые всецело оправдывают статус и значение Ялкалы: это – музей-заповедник с хорошим будущим.

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник

Юлия МОШНИК, ученый секретарь Выборгского объединенного музея-заповедника

P.S. Благодарим В.Н. Кузнецова, директора Ильичевского филиала «Ялкала» Выборгского объединенного музея-заповедника за помощь при подготовке статьи.

Все материалы рубрики  "Выборгский замок А до Я"

 

Читайте также