ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАЛЬЮНДИ

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАЛЬЮНДИ
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАЛЬЮНДИ ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАЛЬЮНДИ

Имя Евгения Кальюнди больше известно в Эстонии, чем в России. Признанный специалист по средневековым укреплениям Таллинна и Нарвы, член ИКОМОСа (Международного совета по сохранению памятников), знаменитый шахматный тренер, воспитавший самых известных шахматистов Эстонии, автор нескольких книг и многочисленных статей, Кальюнди начинал свою профессиональную деятельность в Выборге. Для создания музея в Выборгском замке этот человек сделал, вероятно, больше, чем кто-либо другой. 

В истории Выборгского замка 1964 год – один из самых важных. Состояние памятника к этому времени было далеко не лучшим: практически все архитектурные сооружения на Замковом острове требовали ремонта и реставрации, а территория нуждалась в благоустройстве. Поступивший от Министерства обороны на баланс Государственной инспекции по охране памятников, замок был передан в аренду Выборгскому краеведческому музею. С 1965 г. исследовательские и проектные работы в замке вели Научно-реставрационные мастерские Госстроя Эстонии. Натурные исследования и проект реставрации возглавил архитектор Х. Потти, а археологическое изучение территории и поиск архивных источников по истории замка были поручены искусствоведу Евгению Кальюнди. 

Евгений Алексеевич Кальюнди (1931-2011) не планировал связывать свою жизнь с изучением истории искусства. Свое первое образование он получил в области электротехники (сначала – в Таллиннском электромеханическом техникуме, затем – в Ленинградском электротехническом институте связи). В 1960 г. он, дипломированный инженер, поступает в Академию художеств им. И.Е. Репина, и, закончив ее, возвращается в Таллинн, чтобы поступить на службу в Республиканское реставрационное управление Эстонии. Работа в Выборгском замке стала для Кальюнди первым большим проектом в новом для него профессиональном качестве. 

То, что проект реставрации и музеефикации Выборгского замка был поручен эстонским специалистам, знакомым со средневековой архитектурой Северной Европы, несомненно, было большой удачей. В Выборг приехали археологи, реставраторы, инженеры, геодезисты, художники, не просто представлявшие себе типологию замковых сооружений, но умевшие работать с такими памятниками, владевшие технологиями реставрации и консервации каменной и кирпичной кладки XIV-XVIII вв. Кроме того, эти специалисты знали музейные экспозиции в других замках подобного типа. 

В одной из статей, опубликованных в газете «Выборгский коммунист» в 1967 г., Кальюнди указывает те задачи, которые ставили перед собой исследователи. Это «выявление исходных данных для составления проекта реставрации, в результате которой этот старинный памятник дополнится многими из утраченных средневековых элементов. Будут восстановлены все семь этажей башни. В них разместится экспозиция музея, которая расскажет об истории, перестройке и реставрации замка. В проеме перекрытий, который ранее служил для подъема лебедкой вооружения и боеприпасов к бойницам, предполагается разместить лифт для подъема туристов. Спускаться посетители будут по лестницам и одновременно знакомиться с экспозициями. Будет восстановлена также галерея боевого хода на башне. В замке со временем разместится музей, выставочный зал и др. Благоустройство острова в целом будет осуществляться комплексно, чтобы показать посетителям внутреннюю планировку отдельных элементов памятника».

Археологическое изучение территории Замкового острова Кальюнди начал с закладки траншеи на Кузнечном дворе – возвышенности, примыкающей к башне св. Олафа с западной стороны. В первые же недели работы под слоем земли археологи обнаружили фрагмент первой оборонительной стены замка и основание башни, защищавшей въездные ворота в XIV в. «Башня имела квадратное в плане сечение и напоминает средневековые башни у крепостной стены города Висби на острове Готланд. Уже открыты нижние части стен этого сооружения, а также найдены следы перекрытий нижнего этажа», – сообщает Кальюнди в статье.  

В 1967 г. площадь раскопок была увеличена. На Кузнечном дворе было выявлено средневековое мощение с водостоками. На участке раскопок со стороны Крепостного моста обнаружены пять перекрытых сводами помещений с вытяжными каналами и нишами для светильников. Оба участка дали множество находок: кованых гвоздей, кирпичей, фрагментов курительных трубок, ядер, монет, осколков средневекового оконного стекла, деталей сосудов, черепицы, печных изразцов. Многие из этих предметов представлены в экспозициях Выборгского музея-заповедника и сейчас. Помимо специалистов, на раскопках работали школьники из Выборга и Ленинграда.

Параллельно с раскопками велись работы на главной башне замка. Двое рабочих в течение трех месяцев 1967 г. простукивали стены башни, отыскивая гнезда старых балок перекрытий, проемы, следы сводов, галерей, проходов и бойниц. Результатом этого кропотливого труда стали выявленные средневековые проемы (в том числе – внутристенные лестницы), замурованные в период перестройки донжона в 1560-х гг. Удалось обнаружить следы перекрытий всех семи этажей, консоли гурдиции – наружного боевого хода башни. Строительные леса, на которых работали исследователи, были установлены на слое строительного мусора от обрушившихся в результате пожара 1856 г. стен башни. Предполагалось, что при  устройстве межэтажных перекрытий эти леса будут сняты и нижний этаж башни будет расчищен. Но леса 1960-х гг. стоят в башне по сей день.

В 1969 г. проект реставрации и музеефикации башни был готов. Е. Кальюнди так описывал его: между этажами будут устроены «грубые и мощные деревянные лестницы». К железобетонному потолку, для создания эффекта старины, подвесят деревянные балки. Будет устроен новый вход в башню, подобный тому, каким он мог быть в средневековье. По проекту была проведена работа по устройству отопления, водопровода, электрификации башни, канализации. 

Все это время Кальюнди вел изыскательскую работу в архивах Москвы (прежде всего – в Военно-историческом архиве), Стокгольма, в Национальном музее Финляндии. Им были получены технические чертежи археологических исследований и обмеров замка 1928, 1931 и 1935 гг. До сих пор собранные Евгением Кальюнди материалы по истории замка не теряют своей актуальности. Итогом археологических и исторических исследователей ученого стала статья об истории Выборгского замка, опубликованная в 1970 г. в таллиннском журнале «Ehitus ja arhietektur».

Готовый проект музеефикации Выборгского замка так никогда и не был реализован. Дальнейшая творческая жизнь Евгения Кальюнди была связана с изучением памятников Эстонии. Скончался он в 2011 г., перешагнув порог 80-летия.

Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея заповедника

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев