ВЫБОРГ В ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ОТКРЫТКАХ

ВЫБОРГ В ПЕРВЫХ  ПОСЛЕВОЕННЫХ ОТКРЫТКАХ
746
ВЫБОРГ В ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ОТКРЫТКАХ

Чем интересна открытка? В ней сама история прослеживается в мельчайших подробностях, будь это события, известные люди, праздники, здания, улицы…

Каждая карточка – это своего рода универсальный «дайджест» прошлого, в котором отражаются важнейшие мировые события, и в то же время она чётко фиксирует изменения в одежде и быту людей. Открытками часто иллюстрируются печатные издания, их широко используют в научных исследованиях.

Почтовая открытка (карточка, открытое письмо) стала одним из элементов современной культуры. Несмотря на бесконечное разнообразие видов, сюжетов, стилей, художественных приёмов в оформлении, открытки рассчитаны на представителей определённых слоёв общества – на их интересы, эстетические, политические воззрения и культурное образование.

Коллекционирование открыток называется филокартия, от греческого phileo – «люблю» и латинского carta (греческое chartes) – «бумага, исписанный лист, книга». Мода на это увлечение зародилась в конце 19 века, когда начался массовый выпуск открыток, получивших широкое распространение как самый дешёвый вид почтового отправления. 

В 1878 году был принят международный стандарт открыток 9х14 см, а с 1904 г. на обратной стороне открытки появилась разделительная полоса, определяющая место для текста и адреса. С 1925 года был введён новый стандарт 10,5х14,5 см, который продержался до середины 1990-х годов.

Интересна история появления открыток послевоенного советского Выборга. Первые жители города, которые приехали в 1944-1945 гг., вспоминали, что до 1957 года Выборг был «закрытым» городом, со строгим пограничным и комендантским режимом. Фотографировать разрешалось только узкому кругу фотографов, прошедших «цензуру». Да и тема для фотографирования была узкой – портреты людей, политические события, успехи в восстановлении города. Практически нет фотографий разрушенных зданий, их интерьеров.

А «открытию» города способствовало проведение в Москве 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который открылся 28 июля 1957 года. Фестиваль стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для советских людей и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской «оттепели». Политическое руководство СССР всячески показывало свои успехи: восстановление разрушенного войной народного хозяйства, послевоенный подъём экономики, покорение Южного полюса и достижения СССР в мирном использовании ядерной энергии.

Фестиваль использовался также как «идеологическое оружие». Наши политики старались показать миру, что советский народ «освобождается» от сталинской идеологии. А деятели иностранных государств были в шоке – приподнялся «железный занавес». Фестиваль запомнился своей открытостью, приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, и это не преследовалось. Больше такого свободного общения людей в истории СССР уже никогда не было.

Делегаты из скандинавских стран, соответственно, пересекали границу в Выборге, и им хотелось приобрести сувенирную продукцию первого советского города, где они побывали, но её-то и не было.

Этот «идеологический прокол» вызвал переполох у политических руководителей области. Срочно сформировали Выборгское отделение «Интуриста», на которое возложили изготовление и распространение сувенирной продукции, а также туристическое обслуживание приезжающих иностранцев. Летом 1958 года на дверях одной из комнат выборгского вокзала появилась вывеска «Интурист», а в городе открылось его агентство. С 1 июля 1958 года открылись два новых международных автомобильных маршрута: Хельсинки – Выборг, Хельсинки – Ленинград – Москва, с чётко фиксированной остановкой в городе – на вокзале, где иностранцам разрешалось немного пройтись после долгой дороги и при желании купить сувениры.

Об этом событии газета «Выборгский коммунист» писала:

«Утро 1 июля выдалось солнечным и тёплым. В 10 часов утра на шоссе от границы показались первые автомобили и автобусы. Впереди шла маленькая юркая автомашина, в которой сидели два журналиста из журнала «Апу». Это Олли Люютикайнен и Паули Мюллюмяки. Они первыми пересекли государственную границу и приблизились к красивому, недавно построенному павильону. Вслед за легковой машиной проследовали четыре автобуса и одна машина. 95 финских туристов приехали в этот день в Советский Союз, чтобы побывать в Ленинграде, Выборге, Зеленогорске и других местах.

После кратковременной остановки на границе автомашины и автобусы направились к нашему городу. На вокзале – первая остановка. Здесь туристы и журналисты многих столичных и провинциальных газет позавтракали, осмотрели достопримечательности Выборга».

Для изготовления почтовых открыток был сделан заказ Госфотокомбинату «Ленфотохудожник», расположенному в Ленинграде. Исполнитель направил в город одного из самых талантливых фотохудожников – Р. Мазелева. Он тщательно выбирал ракурсы и места съёмок. Эти точки в дальнейшем использовали практически все последующие поколения фотографов.

С учётом политической конъюнктуры того времени, в первую очередь сфотографировали памятники известным историческим личностям, которые бывали в Выборге – царю Петру I, В.И. Ленину и М.И. Калинину. Снимались также хорошо узнаваемые всеми места: почта, вокзал, Круглая башня, рынок, Красная площадь, проспект Ленина, замок.

Что поражает, на этих изображениях нет следов войны. А ведь известно, что линия фронта трижды проходила по Карельскому перешейку, и Выборг сильно пострадал от боевых действий. Об этом свидетельствуют открытки, которые выпустили финны в 1942 году. Дело в том, что Р. Мазелеву была поставлена задача: показать успехи в послевоенном восстановлении города и новом строительстве. С этой задачей он прекрасно справился.

Первая серия, так называемая видовая, вышла в Ленинграде в середине 1958 года тиражом 10 000 экземпляров и состояла из не менее чем 15 видов. Точное количество открыток ещё предстоит установить, и я надеюсь на помощь жителей Выборга. Здесь чётко прослеживаются экономические реалии того времени – в стране остро не хватало определённых сортов картона, которые шли на изготовление сувенирной продукции, поэтому их пришлось изготовить на фотобумаге. Успех превзошёл все ожидания, и эта серия фотооткрыток издавалась почти без изменений до 1965 года.

В 1959 году Управление культуры исполкома Ленгорсовета выпустило тиражом 10 000 экземпляров виды города уже в обложке – так называемый «малый формат», состоящий из 16 снимков. В работе использовались сюжеты, снятые фотохудожниками Р. Мазелевым и А. Сэккэ. В него вошли виды 1958 года, но были и новые: Дом-музей В. И. Ленина, Дом политпросвещения ГК ВКП(б). Предстоит ещё большая исследовательская работа в архивах Санкт-Петербурга и Выборга, изучение документов партийных и государственных органов, а также издательств. В них можно будет проследить все те политические дебаты, которые возникали при согласовании выпуска открыток, а также экономические трудности, появлявшиеся при печатании сувенирной продукции. Как иногда говорили советские руководители, «выпуск открыток – это политический вопрос, который нельзя никак пускать на самотёк».

Мирхат МУСИН, член Исторического клуба Ленинградской области, краевед

P.S. Моему исследованию помогали выборгские и петербургские филокартисты, большая благодарность им за оказанную помощь. Надеюсь также, что удастся обнаружить новые фотооткрытки, выпущенные в 1958-1959 гг. и ещё не прошедшие «каталогизацию», или понять причину, по которой они были уничтожены.

Читайте также