ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ  ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
729
ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Местные реставраторы нуждаются в поддержке

В рамках информационного сопровождения ведущихся в Выборге работ по проектированию и практической реставрации, либо противоаварийным работам на некоторых объектах культурного наследия, мы ещё раз рассказываем как о самих объектах, так и о кампаниях, получивших право работать на них. Так наши читатели уже познакомились с “Коневскими реставрационными мастерскими” (их объекты - башня святого Олафа и Крепостной вал), компанией “АК Проект” (башня Ратуши, Часовая башня), ЦНРПМ (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские) - старый Кафедральный собор и костёл Святого Гиацинта. Компания “Музейные технологии” завершает работы на южной стене Западного корпуса замкового комплекса, заказчиком которых выступает областной комитет культуры; в процессе выполнения противоаварийных работ на Штабе корпуса выборгское предприятие “Авангард”, выполняющее муниципальный контракт.

Ещё предстоит рассказ о вкладе в сохранение нашего общего достояния - культурного наследия Выборга - местных профессионалов. Это будет приурочено к сдаче объекта, который завершает выборгский реставратор, руководитель предприятия ООО “Проспект В” Валерий КОЖУХАРЬ. Ну а пока он и архитектор-реставратор, эксперт по проведению историко-культурной экспертизы ООО “Спецпроектреставрация Выборг” Юлия КУВАЕВА, делятся впечатлениями от поездки на II Международный съезд реставраторов, посвящённый 70-летию ЮНЕСКО, завершившийся в конце прошлой недели в Казани.

В числе участников были многие уже известные выборжцам специалисты, основные из которых: президент Союза реставраторов России Вячеслав ФАТИН, возглавляющий ЦНРПМ, и главный архитектор ЦНРПМ Сергей КУЛИКОВ; они руководили созданием Концепции сохранения культурного наследия нашего города. В работе приняли участие министр культуры Владимир МЕДИНСКИЙ и его заместитель Григорий ПИРУМОВ. 

В Казани встретились Восток и Запад 

- Считается, что Казань была очень хорошо отреставрирована к своему 1000-летию. Они молодцы. Если и встречаются какие-то разрушенные объекты, то на периферии, - подчёркивает Юлия Куваева.

- С моей точки зрения, они просто хорошо “причесали” город, - продолжает Валерий Кожухарь. - А я смею высказываться, что есть реставрация, а что - нет.

Для участников съезда была организована серия экскурсий по городу и знаковым объектам вблизи него. Им показали часть отреставрированных объектов. Необычным было то, что не показали Кремль и его объекты, а целых 40 минут из двух с половиной часов экскурсии выделили на Домик Ленина. Гораздо интереснее было бы услышать об объектах и выполненных на них реставрационных работах от коллег, считает Юлия Куваева.

В рабочем ритме

В программных документах форума было заявлено более тысячи участников из десяти стран. Наибольшее внимание, помимо соотечественников, привлекли специалисты из Италии и Турции. Красной нитью сквозила через все доклады тема правильного выбора качественных материалов для реставрации. В современных же реалиях зачастую перевес делается в сторону обычных строительных материалов, что вредит историческим объектам.

- Все заказчики должны учитывать, что средств на реставрацию необходимо больше, чем на простое строительство, - подчёркивает эксперт Куваева. - Потом производственникам, выполняющим реставрацию, приходится делать, как должно, за свой счёт.

- И тогда не остаётся средств на развитие предприятия. Люди от тебя попросту разбегутся, потому что нет элементарных условий и качественного оборудования, - продолжает реставатор Кожухарь.

Проблема у всех одна

Основной вывод, сделанный участниками форума, - недостаток специалистов. Учитывая, что вопросам реставрации в последние годы уделяется всё больше внимания, и на федеральном уровне растёт объём финансирования, кадровый дефицит всё обостряется. В основном приходят архитекторы, уточняет Юлия Куваева, но архитектор и архитектор-реставратор - это совершенно разные специальности. Например, простой кровельщик не сможет выполнить реставрацию, скажем, покрытия купола. 

- Раньше это не называлось бизнесом, это была работа. Сейчас не ведётся популяризация профессии реставратора. Образовательная база есть – несколько вузов в Петербурге, можно поехать в Москву, - говорит Валерий Кожухарь. – В Ораниенбауме есть фирма “Диметра”, которая проводит курсы подготовки и обучения реставраторов. Но сегодня зачастую, и это не скрывают представители вузов, диплом выдаётся в обмен на оплату обучения, исключая сам образовательный процесс. Специалистов надо сначала воспитать. А это пять лет минимум, и для основательной подготовки необходима практика.

- Правильно на съезде сказали: реставратор - это образ жизни, - дополняет Юлия Куваева. - А я добавила: и образ мыслей. Пока на деле взгляды реставраторов и архитекторов не совпадают. В результате мы получаем проекты реставрации, в соответствии с которыми архитекторам проще всё “разрушить до основанья, а затем…”

Между молотом и наковальней

Один из моментов, отмеченных и обсуждённых на съезде – памятники страдают от равнодушия пользователей и властей на местах. В этом высказывании, как в зеркале, отражается ситуация с выборгскими общественными волнениями по поводу якобы нецелевого использования ещё не выделенных средств. Министерство считает свою миссию выполненной,  заявив о готовности выделить деньги. А то, что путь этих денег от одобрительной резолюции до реального финансирования может занять годы (по вполне объективным причинам), оказывается сокрыто от понимания рядовых граждан, которые могут лишь болеть душой за культурное наследие.

Много нюансов таит в себе законодательная специфика реставрационных работ. Жители Выборга достаточно долго следили за процессом создания Концепции, участвовали в её обсуждении на разных этапах, вносили предложения. Наконец, Концепция утверждена. За этим следует закладка в бюджет финансирования на проектирование реставрационных работ, конкурс по выбору подрядчика на создание проекта, экспертизы, согласования - а всё это длится недели и месяцы. Затем планируется финансирование сметы самой реставрации, новые конкурсные процедуры и так далее. Непосвящённому в подобные моменты гражданину может показаться, что дело не движется, а деньги в это время, наоборот, утекают. Конечно, свою критику такие люди адресуют ближайшему органу власти, в данном случае - администрации.

К счастью, информационный проект нашего издания эффективно выполняет свою задачу. Теперь большинство читателей неплохо разбирается в специфических вопросах.

- Все объекты, о которых уже говорилось, и о которых разговор ещё впереди, - в программе финансирования проектных работ в текущем году и производственных в 2017-м, - комментирует помощник главы районной администрации Инна КЛИМОВА. – У нас уже есть письма, подтверждающие, что все шесть объектов, на которые сейчас создаются проекты, войдут в работу. Министерство культуры не скрывает своей готовности выделять нам деньги.

Свет в конце туннеля

Камнем преткновения для небольших реставрационных мастерских, таких как “Проспект В” и “Спецпроектреставрация Выборг” является невозможность конкурировать с большими фирмами. На фоне глобальных перемен в Выборге наши местные реставраторы по-прежнему могут остаться не у дел, поскольку не могут соответствовать требованиям, предъявляемым заказчиком - по количеству сотрудников, объему или отсутствию оборотных средств, уровню материально-технической оснащённости. Однако выборгские реставраторы - не сироты казанские. Чтобы интегрировать наших специалистов в большие проекты, Инна Климова предлагает провести встречу за  “круглым столом” профессионалов из обеих столиц, работающих на выборгских объектах, с тем чтобы они давали субподряды местным реставраторам.

Кроме того, поскольку “верхушка” Союза реставраторов напрямую взаимодействует с профильным министерством, необходимо обсуждать и вносить коррективы и в 44-й закон, в  соответствии с которым по итогам конкурсов предпочтение отдаётся не тем, кто более профессионален, а тем, кто предложит меньшую цену за контракт.

 

 

Читайте также