ВСТРЕЧА СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

ВСТРЕЧА СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
438
ВСТРЕЧА СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

Великая Отечественная война давно закончилась, и для родившихся после ее окончания это уже история, но у детей, чьё детство унесла война, сердце болит до сих пор. Это еще раз смогли ощутить все, кто участвовал в недавней встрече бывших малолетних узников фашистских лагерей, живущих ныне в Выборгском районе.

В числе организаторов этой встречи – член Совета бывших несовершеннолетних узников Ленинградской области, ветеран судостроительного завода Евгения Александровна ЕМЕЛЬЯНОВА, районную администрацию представлял председатель комитета по внутренней политике и международным связям Андрей ГОЛОБОРОДЬКО, а общую приподнятую атмосферу обеспечивал вокальный ансамбль «Ручеек» из Каменногорска. 

Председатель Выборгского отделения бывших малолетних узников Михаил Михайлович   ГЕРАСИМОВ родился в 1940 году в Волосовском районе, в деревне Горицы, которая попала под оккупацию и подлежала уничтожению за помощь партизанам. Солдаты немецкого карательного отряда в 1943 году сожгли деревню, а стариков, женщин, детей увезли в соседнюю деревню на гумно, куда и загнали как скот. После долгих перипетий Герасимовы – мать и маленький ребенок – оказались в концлагере, который располагался на территории Латвии. 

В трехлетнем возрасте оказалась в концентрационном лагере и Тамара Мартыновна ЮРОВА. Она до сих пор не может забыть  все, что сохранила детская память и пишет  о том страшном времени стихи…

Надежда Владимировна АКУЛИЧЕВА возглавляет секцию узников в Рощинском совете ветеранов (кстати, её там считают  лучшим овощеводом). Надежда Владимировна вспоминает, что ее мама была верующей, постоянно молилась за спасение своих детей и впоследствии на вопросы о том, как смогла семья пережить все ужасы войны, она отвечала: Бог помог.

Помню, мама рассказывала, что немцы оккупировали станцию Локня, а в нашей деревне Копытово, которая находилась в двух километрах от нее, устроили свой штаб. Полицаи ставили на домах председателей колхозов, бригадиров, других активистов и комсомольцев кресты, немцы потом уничтожали эти дома, а жителей сгоняли в одну избу и поджигали.  

Мне было 11 месяцев, когда они стали целыми деревнями увозить людей в Германию. Брата, маму и меня посадили в товарный вагон и повезли… Тех, кто был помоложе и посильнее, отправили в Германию, а остальных отдали «купцам» (так между собой называли они будущих хозяев – прим. ред.). Эшелон остановился под Каунасом. Сначала поместили в переселенческий лагерь в Скопичах, там одна женщина из соседней деревни уже работала на хуторе. Она  уговорила хозяйку взять и нашу семью к себе.  

Помню, что хлеб пекли с лебедой, со жмыхом, у нас в шкафу на полке лежал кусочек сахара, от  которого вечером нам откалывали по чуть-чуть, а мне так хотелось  откусить потихоньку…

В деревне Скачели Новгородской области в многодетной семье родилась Галина Николаевна КРЫЛОВА. Её отец погиб в Зимнюю войну, когда девочке было всего восемь лет. О своем детстве она говорить не может, только сквозь слезы спела песню собственного сочинения, в которой вся ее память о тех годах.

В зале гостиницы «Дружба» в этот день все вместе пели военные песни, звучали стихи… Галина Акимовна НИКИТЕНКОВА пожелала всем жить, помогая друг другу, уважая друг друга: «Все мы дети одной планеты».

Добавим, что в Выборгском районе проживает 350 бывших несовершеннолетних узников, из них 209 – старше 80 лет, 22 человека нуждаются в постороннем уходе…

Ольга НАБАТОВА

Читайте также