ВСПОМИНАЯ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА

ВСПОМИНАЯ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА
748
ВСПОМИНАЯ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА

В нынешнем году Эльдару Рязанову исполнилось бы 90 лет. Сегодня мы хотим рассказать вам о встрече в Доме культуры, которая состоялась в рамках кинофестиваля и была посвящена этому замечательному режиссеру. 

есять лет назад он снял фильм «Андерсен. Жизнь без любви», повествующий об отношениях великого сказочника с двумя дамами его сердца: известной шведской оперной певицей и дочерью морского адмирала. 

На вечер воспоминаний в Выборг (напомним, что съемки одной из сцен фильма проходили в парке «Монрепо») приехали актеры Станислав РАДИНСКИЙ (молодой Андерсен), Сергей МИГИЦКО (возрастной сказочник) и несравненная Алена БАБЕНКО. Кстати, позже в «Выборг-Паласе» Алена как продюсер представила фильм Константина ХУДЯКОВА по сценарию Ивана ОХЛОБЫСТИНА «Мотылек», где сама сыграла главную роль. 

До последнего дня 

– Рязанов – особая фигура в нашем кинематографе, – говорит президент кинофестиваля «Окно в Европу» Армен МЕДВЕДЕВ. – Он столько сделал для нашего кино, для зрителей… Был неутомим до самого последнего дня. Тот, кто бывал в его клубе на Ленинском проспекте в Москве, тот знает, что Эльдар Александрович, даже когда плохо себя чувствовал, приезжал, появлялся перед зрителями на несколько минут и занимал свое место в пятом ряду. Он фанатично был предан кинематографу, самой его идее, возможностям и, конечно, будущему. 

Моя «Бабёнка»

Кто-то из репортеров на съемках Эльдара Рязанова однажды заметил, что на протяжении одной передачи минимум пяти актрисам режиссер признается в любви. И делает это совершенно искренне. Одной из них была Алена Бабенко:

– Эльдар Александрович в моей жизни особенный человек. Наше знакомство началось на «Мосфильме». Помню огромную комнату, залитую солнцем, я сидела и тряслась: как я встречусь с человеком, который снял «Иронию судьбы…», что я скажу ему? (Кстати, для меня это просто-таки магический фильм: не понимаю, как каждый год можно смотреть одно и то же, знать все наизусть, и тем не менее сопереживать героям и продолжать любить их?) И вот распахивается дверь, я даже не успела поднять глаза, как этот огромный человек протягивает мне руку: «Здорово!» Я сразу поняла, что расстояния между нами нет. Мы сблизились моментально. Он пригласил меня играть роль певицы Генриетты Вульф в картине «Андерсен. Жизнь без любви», которой он первой давал читать свои сказки. А я эту героиню, у которой был горб, называю: «ангел со сложенными крыльями»… В этом фильме я также сыграла королеву Дании, возрастную роль. И нисколько не сомневаясь, примеряла седые парики. Я была потрясена возрастом Эльдара Александровича, которого не было, это был увлекающийся ребенок с огромным любопытством, человек, как будто ничего не знающий в этой профессии, потому что когда я имела смелость предлагать варианты сцен, он их рассматривал с интересом. А затем был второй проект «Карнавальная ночь, или 50 лет спустя»… Довольно рискованный шаг, я понимала, что меня будут сравнивать с Людмилой Гурченко, но согласилась. Это был тот случай, когда ты идешь вперед за личностью, за человеком – за Рязановым. Я видела, как ему было сложно на площадке: съемки порой длились по 18-20 часов, в перерывах он буквально полз к монитору, но вдруг глаза его вспыхивали, как у ребенка, он оживал, начинал кричать, заводиться… Для меня это невероятный пример такой преданности своему делу, что ни о чем другом человек просто не думает. Кстати, в этом фильме был эпизод, где я сыграла Чарли Чаплина, – к сожалению, сцена эта не вошла в картину, и тогда я попросила Эльдара Александровича смонтировать эпизод мне на память. Дома у меня лежит диск с надписью: «Любимой Бабёнке от Элика Рязанова». Так он легко передал мою фамилию, и я очень горда, что Эльдар Александрович называл меня «Моя Бабёнка». 

Он был человеком с исключительным чувством юмора, и казалось, что внутри он невероятно легок, что у него нет никаких проблем. А сейчас, когда вышел сборник стихов Рязанова, я понимаю, насколько он глубок и что было в его душе. 

Обезьяну покажи! 

Эльдар Рязанов был талантлив в разных областях: хороший артист, шикарный режиссер, бесподобный рассказчик, большой шутник, – вспоминает Сергей Мигицко. – Я не могу сказать, что в паре актер-режиссер у нас все шло гладко, но что мне в нем всегда нравилось, так это то, что Эльдар Александрович вынимал из артиста все сто процентов. Если было 99%, это был уже не Рязанов. Нас со Стасом он не сразу утвердил в «Андерсене», одиннадцать дней мы только пробовались, и пока не проиграли все кино, Рязанов не успокоился, не остановился. Он был трудоголиком. Помню, в разгар съемок в парке Монрепо, я приехал, гримируюсь, мимо проходит Рязанов со словами: «Привет, чего такой кислый?» Я пожаловался: «Спал всего два с половиной часа». А он в ответ: «Мальчик, а я не спал вообще». И как после этого себя не мобилизовать и не настроить на самую высокую волну? 

Алена правильно сказала, Эльдар Рязанов был большим ребенком. Как-то мне нужно было изобразить орангутанга. Рязанов дает задание: «К следующему разу посмотри кино об обезьянах». Я честно купил в магазине диск о жизни обезьян, просмотрел, попрыгал. Приезжаю на съемку, Рязанов спрашивает: «Готова обезьяна?» Отвечаю: «Конечно». Прыгаю, ухаю и как дал ему головой в лоб, у него тут же вскочила огромная шишка. Эльдар Александрович по-детски заплакал. Я достал мазь и намазал шишку. Он тут же отвлекся, живо заинтересовался мазью и забыл о боли. В этом весь Рязанов – человек, который оставался поэтом, романтиком, мужчиной и режиссером до последней минуты своей жизни. 

Записала Маргарита ЗАХАРОВА 

Читайте также