«ВСЕ РЕШАЕТ ОТНОШЕНИЕ...»

«ВСЕ РЕШАЕТ ОТНОШЕНИЕ...»
731
«ВСЕ РЕШАЕТ ОТНОШЕНИЕ...»

Юрий Шикалов рассказал в Выборгском замке о финских туристах в нашем городе

В научной библиотеке Выборгского объединенного музея-заповедника выступил российско-финляндский историк Юрий Шикалов. Его лекция называлась «Все решает отношение...»: Выборг глазами финских туристов в 1950-2000-е годы».

Юрий Шикалов уже долгие годы живет в Финляндии и работает исследователем кафедры исторических и географических наук Университета Восточной Финляндии (Йоэнсуу). 

Юрий не всегда был историком. В российской части своей биографии он был профессиональным гидрологом, в 1980-е гг. жил и работал в Ильичево. Так что и о Ялкале, и о Выборге Юрий знает давно и не понаслышке.

В Финляндии Ю. Шикалов принял решение сменить профессию – и стать историком. И сделал это более чем успешно. После защиты докторской диссертации в университете Йоэнсуу Юрий в 2013 г. совместно со своим финским коллегой Тапио Хямюненом выпустил книгу «Viipurin kadotetut vuodet 1940-1990» («Затерянные годы Выборга 1940-1990»), которую несколько лет назад представил в Выборге. Помимо этого Ю. Шикалов принимал участие в нескольких совместных российско-финских научных проектах; в их числе – «Народ, разделенный границей. Карелы в XIX–ХХ столетиях», «Гибкие этничности», «Пространство города: смысл и восприятие в прошлом и настоящем. Кросскультурное исследование истории Выборга XVI-XXI вв.». Последний проект завершился совсем недавно; во время выступления в Выборгском замке Ю. Шикалов подарил музейной научной библиотеке сборник работ участников этого проекта.

Работа над книгой о советском периоде истории Выборга имела продолжение: Юрий заинтересовался историей финского туризма в послевоенном Выборге. Как ни странно, Ю. Шикалов – первый из историков, кто заинтересовался этим сюжетом как исследователь. И не только применительно к Выборгу; история финского туризма в СССР (как, к слову сказать, и советского туризма в Финляндии)  вообще до настоящего времени не изучалась, причем по обе стороны границы. Известный фильм Аки Каурисмяки «Береги свою косынку, Татьяна» – это остроумная реплика по поводу контактов финнов и советских людей в 1960-е годы. Но что происходило в действительности?

Начало финскому туризму в СССР положил в конце 1950-х гг. Н.С. Хрущев. Именно его официальный визит в Финляндию вызвал череду ответных визитов в СССР финских официальных делегаций. Туристами участников делегаций назвать трудно, но они-то и проложили дорогу для простых финнов, хотевших увидеть Советский Союз. Выборг был лишь частью тогдашнего туристического маршрута. Но и эта часть, как и вся поездка, была жестко регламентирована. В Выборге финнам показывали «ленинские места» и кормили в ресторане. Никакого самостоятельного ознакомления с городом не предполагалось. Финны, которых интересовал в Выборге не рассказ экскурсовода, а сам город, были вынуждены идти на различные ухищрения, чтобы, по крайней мере, сфотографировать городские улицы. Альбом таких «полуконтрабандных» фотографий, сделанных в Выборге в 1954 г. известным художником и фотографом Аугусти Тухка (уроженцем Выборга, что немаловажно), был в свое время выпущен в Финляндии. Ю. Шикалов подарил Выборгскому музею экземпляр этой исключительно интересной книги.

Что встречало финнов в Советском Союзе? На границе – таможня, которая искала в багаже иностранных туристов наркотики, порнографию и Библию. В самом Выборге – железнодорожный вокзал, который многим финским туристам на долгие годы запомнился… туалетом: такого «сервиса» финны увидеть не ожидали. И это при том, что «Интурист» (чье выборгское отделение, кстати, было расположено на том же вокзале) показывал финским гостям исключительно «достижения народного хозяйства». У многих финнов, однако, этот глянцевый фасад вызывал отторжение, что нетрудно объяснить. Финны, посещавшие Выборг, интересовались не столько советским Выборгом, сколько следами финского Виипури, который был родиной их самих и их близких. 

Для жителей Выборга первые финские туристы были самой настоящей экзотикой. Когда были разрешены туристические поездки в СССР на частных легковых автомобилях, на улицах советского Выборга появились машины с финскими номерами – зрелище дотоле невиданное. Экзотика, впрочем, была с явным оттенком «и хочется, и колется»: рядовой советский человек 1960-х годов, да еще и в закрытом Выборге, разумеется, понятия не имел, как нужно себя вести с иностранцами, и можно ли вообще себя с ними как-нибудь «вести». Большинству инстинкт подсказывал, что – нельзя. 

А потом наступили 1970-е – годы, когда в СССР начался по-настоящему массовый финский туризм (финны доезжали даже до Минска!). Феномен туризма 1970-х Ю. Шикалов охарактеризовал двояко. Во-первых, это был массовый туризм, когда финский обыватель начал активно выезжать за границу. Конечно, туристическая программа предполагала и посещение культурных мероприятий, но обыватель воспринимал это лишь как «факультатив». Во-вторых (и это связано с первым обстоятельством), финский туризм в СССР был ярким примером так называемого «туристического пузыря» (который, пожалуй, вернее называть капсулой). «Пузырь» – это некая оболочка, внутри которой приезжий иностранец находится в чужой стране, и эта оболочка должна соответствовать привычкам и ожиданиям иностранного гостя. То есть это – предлагаемый за рубежом уровень сервиса, к которому привычен у себя дома. По сути, «туристический пузырь» должен обслуживать того самого туриста-обывателя, который в 1970-х годах и стал наиболее частым гостем из Финляндии. Бары для иностранцев, спецобслуживание в ресторанах, валютные магазины (знаменитые «Березки») и многое другое – вот что ждало финнов в СССР. 

Говоря об этом периоде, Ю. Шикалов подчеркнул, что этот «пузырь» был, однако, достаточно «прозрачен», иногда даже слишком. И тут, конечно, не избежать упоминания о прискорбно знаменитом (по крайней мере – в Выборге и тогдашнем Ленинграде) «водочном туризме». Любопытна его мотивировка: для абсолютного большинства тех, кто был в него вовлечен, это был поиск приключений. Нечто вроде «Невероятных приключений финнов в России». И характерно, что нынешние, сильно постаревшие финны, вспоминающие СССР 1970-х, вспоминают эти свои «невероятные приключения» с удовольствием и гордостью.

Разумеется, у разных финнов были разные цели. В те же 1970-е годы начнет набирать обороты – и получит развитие в 1980-х – так называемый ностальгический туризм. Само это название весьма показательно. Конечно, уже в годы перестройки, на улицах Выборга иногда можно было встретить приехавших из Финляндии «карельских активистов», но для просвещенной части финского общества эти «активисты» столь же неприемлемы, как и любители острых ощущений. Ностальгия не бывает агрессивной. Финский ностальгический туризм – почти всегда со слезами на глазах. И те, кто общался с пожилыми финнами, родившимися в Выборге, знают, что этими людьми двигает не реваншизм, а любовь к отеческим гробам и – к сожалению, это слишком часто не поэтический образ – к родному пепелищу.

Финны видели послевоенный Выборг в разное время – и смотрели на него разными глазами. Не существует никакого единого «финского взгляда» на Выборг, будь то советский или российский. Люди разного опыта и образования видят разное.

Свою лекцию Ю. Шикалов завершил словами одного из современных финских туристов, не раз бывавших в Выборге: «Все решает отношение… Когда мы путешествуем в Тайвань, мы одобряем разницу в культурах… Когда мы едем в Россию – мы предполагаем, что все здесь должно действовать как в западных странах. Выборг – это такой же город, как и многие другие. Если мы отправляемся в путешествие, нам следует подумать, зачем мы это делаем. Если мы хотим, чтобы все было как дома – то лучше остаться дома. Но когда мы едем в Россию, то следует быть готовым к тому, что мы едем в бывший Советский Союз, где сложились свои нравы и своя культура. Многие отправляются в Россию именно для того, чтобы испытать культурный шок, и поэтому стоит путешествовать без предубеждений».

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника

Фото Алёны Головач

Читайте также