ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

ВОЗВРАЩЕНИЕ  НА РОДИНУ
1249
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ

В библиотеке Алвара  Аалто  в цикле «Разговор с ученым» лекцию о возвращении мирного населения и военнослужащих из Финляндии в послевоенное время  прочла доктор исторических наук Галина БОЛЬШАКОВА. 

В советской и российской историографии немало  исследований, посвященных военным действиям и боевым операциям советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Но, к сожалению, малоизученным остается вопрос, связанный с судьбой советских граждан, оказавшихся за пределами страны. А их было немало: к концу Великой Отечественной войны -  почти пять миллионов… Это военнопленные и так называемые перемещенные лица. Основную массу перемещенных лиц составляло  советское гражданское население, угнанное   оккупантами  в Германию и другие страны. В большинстве своем  они находились там на положении так называемых восточных рабочих («остарбайтер»). Уцелело также не более 1,7 млн. советских военнопленных…. Хотели ли они вернуться после окончания войны домой, на родину? Каким был этот путь? Как был организован этот процесс? Что ждало их дома?

В исторической терминологии существует понятие  «репатриация»: это возвращение на родину  военнопленных, гражданских, эмигрантов, оказавшихся за пределами страны  вследствие войн. Часто эта тема деликатная, болезненная,   ведь за  всеми этими возвратными действиями стоят человеческие судьбы…

Долгое время документы по репатриации советских граждан после войны  оставались засекреченными. Отсутствие  источников объективной информации  породило массу слухов и недостоверных сведений. Историческая наука оказалась  перед острой необходимостью доступа к секретным фондам силовых структур, как бывших, так и настоящих. В начале 1989 г. президиумом АН была создана комиссия  отделения Российской АН  по потерям населения; возглавил эту комиссию доктор наук, специалист в области новейшей истории, член-корреспондент АН  Юрий Поляков. Комиссия получила доступ  к ранее секретной  и не выдававшейся никому статистической отчетности ОПГУ, НКВД, МВД, МГБ. После этого  появился ряд статей, где давалась правдивая статистика репрессий,  перемещенных лиц. Работа началась в начале 90-хг.г., идет и сейчас. Этой темой и занимается профессор  кафедры  социального  и естественнонаучного образования Выборгского филиала Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена   Галина Большакова.

- Галина Ивановна,  я знаю что тема вашей диссертации  связана с переселенческой  политикой на Карельском перешейке. А как вы  на нее вышли?

- Волею судьбы в 1990 году я  оказалась в Выборге. Девять лет проработала научным сотрудником и экскурсоводом в нашем замке, приобрела опыт публичной работы. Уже тогда коллеги  смогли  заинтересовать  меня многими темами, связанными с Выборгом и Карельским перешейком.  Без сомнения,  изучая регионы, можно создать единую  концепцию государства. А  на  тему возвращения меня натолкнули московские историки.  Если  историография по  репатриации   советских граждан из Германии  уже  существует, то «финская тема»  пока еще мало  изучена. А уж поскольку мы  живем рядом с Финляндией, как говорится,  и карты в руки.

- В перспективе  вы предполагаете, очевидно, написать книгу?

- Да, уже и  структура продумана. Первая глава будет посвящена работе советских органов репатриации за границей: поиск людей, формы работы с ними . Во  второй  хочу  показать, как встречали бывших советских военнопленных и «перемещенных лиц»     (их еще называли «жертвами Ялты»: уже  на Ялтинской конференции 1945 года Сталин настоял на обязательной репатриации советских подданных) на территории Советского Союза. В третьей главе  планирую проследить, как сложились судьбы репатриантов уже по истечении  определенного отрезка времени. Для меня это самая сложная глава: слишком мало осталось  в живых непосредственных  участников тех событий, а хочется  полнее  осветить  проблемы, с которыми они столкнулись на родине. Трагедия ожидала их уже при пересечении границы: советских людей возвращали в СССР независимо от их желания, зачастую с применением насильственных мер… Они прошли через  приемно-фильтрационные лагеря, но и после проверок к этим людям относились с недоверием: в каждом продолжали видеть, как говорил  Берия, врага Советской власти…

 - Какими архивами вы пользовались?

- Для первой главы  много материала я нашла в Государственном архиве Российской Федерации в Москве, Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Отдельное спасибо хочу сказать  нашему  областному  государственному  архиву в Выборге:  здесь столько интересных документов, на базе которых можно написать не одну диссертацию! Для третьей главы    мне пригодятся документы  Российского государственного архива экономики (Москва). Предполагаю также выйти на архивы Республики Карелии и Финляндии.

- На вашу недавнюю лекцию пришло немало слушателей…

- Основой для нашей встречи послужила статья, которую я отправила в декабре прошлого года в Новосибирский центр научного сотрудничества; она была опубликована. Речь идет о  появлении с 23 октября 1944г. должности Уполномоченного  СНК СССР  по делам репатриации, о создании  в странах-участницах войны  специальных групп по работе с репатриантами. Так, в Финляндию 3 ноября 1944г. прибыла группа полковника Филатова в составе 28 человек, потом  в нее добавят еще 75 человек…  Здесь нельзя не упомянуть  А. Жданова, советского партийного и государственного деятеля, генерал- полковника: он был назначен  председателем Союзной Контрольной комиссии для контроля выполнения положений Соглашения о перемирии  с Финляндией…

- Да, что касается Великой Отечественной войны, то мы  открываем для себя все новые страницы…

- Буду признательна  за помощь всем, кто   имеет отношение  к  непростому   процессу репатриации. Для меня бесценными будут воспоминания возвратившихся, членов их семей. Все это очень важно  для дальнейшего осмысления  круга вопросов, связанных с пленением человека, выработки объективной  и, главное, справедливой оценки действий и поступков властей и военнопленных, «перемещенных лиц» во время войны и в годы налаживания мирных отношений между Финляндией и СССР.

Лидия ВОРОНИНА 

P.S.Мы обязательно познакомим читателей со статьей Галины Большаковой о возвращении на Родину  советских людей. Напомним, что Галина Ивановна - увлеченный краевед.  Она собирает материал о  работе  учительского  института, который  существовал когда-то в Выборге, и ей интересно все, что связано с  выборгским трамваем…

Телефон для контакта:  3-49-03. Вашу информацию  примет Тамара Владимировна.

 

Читайте также