ВОДИЛ ПОЕЗДА МАШИНИСТ

ВОДИЛ ПОЕЗДА МАШИНИСТ
738
ВОДИЛ ПОЕЗДА МАШИНИСТ

История семьи в истории региона

73-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда посвятил рассказ об истории своей семьи один из наших постоянных авторов Михаил ДУБАЙЛОВ. Встреча прошла в выставочном зале «Выборг – город воинской славы» с участием ветеранов-блокадников, волонтеров Дома молодежи и ансамбля «Гвардия». Собравшиеся познакомились также с   экспозицией, основой которой стали документы из семейного архива Дубайловых. 

– Родители мои не были коренными ленинградцами: отец, Адриан Михайлович, родом с Камских берегов, из Кировской области, мама, Евдокия Яковлевна, – землячка первого космонавта планеты, она  училась в той же школе, что и Юрий Гагарин, но на 20 лет раньше, – рассказывает Михаил Дубайлов.

Адриан Дубайлов в начале 30-х служил в армии под Ленинградом, потом получил профессию  машиниста и  работал на паровозе. А Евдокия Яковлевна, переехав в город на Неве к родным, работала на так называемом номерном заводе, выпускавшем боеприпасы. 1 августа 1937 года они поженились.

С началом Зимней войны Адриану Дубайлову пришлось водить уже не пассажирские, а санитарные поезда – возил раненых от станций Терийоки (Зеленногорск) и Райвола (Рощино) в Ленинград, в  госпиталь.

– Однажды отцу довелось даже вести правительственный поезд, в котором ехал маршал Ворошилов…

В воскресенье 22 июня 1941 года отец был занят домашними делами – привез на лошади два кубометра дров (они жили на Ржевке, в доме без удобств на несколько семей). Ему был 31 год, маме – 26 лет…

Молодой перспективный железнодорожник был назначен заместителем начальника депо на станции Мга. Вступить в должность не успел, пришли немцы. Новое назначение – начальником депо на станцию Сосново, но и там враг опередил его. До середины января Дубайлов водил пассажирский паровоз с номером С-113 (не все знают, что у паровозов были уникальные, не повторяющиеся номера) по единственно действовавшему на тот момент Ленинград-Финляндскому направлению, где поезда обстреливались, но строго выдерживали расписание. 

Говоря о блокаде, нельзя не вспомнить о норме хлеба.  Михаил Адрианович разрезал обычную буханку ржаного хлеба: осьмушка – 125 граммов, полагавшихся иждивенцам, четвертушка – 250 граммов – для рабочего человека. 

В семейном архиве сохранился неоплаченный больничный (листок нетрудоспособности) машиниста Дубайлова, датированный серединой января 1942 года, эвакуационное удостоверение, в которое он умудрился вписать соседей, чтобы те тоже получили возможность выехать на «большую землю»; от Борисовой Гривы переправились по льду Ладоги, и дальше – на восток,  в родные места. Там Адриана свалил сыпной тиф, только выкарабкался – повестка... Попал на Калининский фронт в 33 стрелковый полк 11 гвардейской стрелковой дивизии. Полгода окопной жизни, потом – снова в Ленинград.

Много в семейной истории примечательных эпизодов… Например о котелке, который спас бойца Дубайлова – осколок пробил его с одной стороны и застрял… О ночлеге в большой воронке, когда боевой товарищ попросил поменяться местами, – отец скатился вниз, где было душно, оставив место у бруствера; утром товарищ не встал – шальная пуля… С осени 1942-го  Дубайлов – снова на паровозе.

Кстати, такие локомотивы, которые Адриан Дубайлов и сам водил, и потом учил водить других, можно увидеть в музее на Варшавском вокзале.

Михаил Адрианович  нашел во всем  этом некоторый  исторические параллели и с родным для него 30 Гвардейским корпусом. Как известно, это воинское формирование сыграло решающую роль в прорыве блокады Ленинграда, получив название Корпус прорыва. Затем до расформирования штаб корпуса располагался в Выборге. Кстати, в составе «Гвардии» немало служивших в 30 Гвардейском, в том числе и сам Михаил Дубайлов.

– За четыре года Великой Отечественной войны мой отец побывал в трех качествах: жителя блокадного Ленинграда, бойца Красной Армии и  труженика тыла – работника железнодорожного транспорта. И каждый из этих путей отмечен государственными наградами: «Житель блокадного Ленинграда», медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и другими. В 1946 году отца наградили знаком «Отличный паровозник», чуть позже медалью «Сталинский призыв». 

…1 июля 1944 года Адриан Дубайлов привел в Выборг первый паровоз, финны еще обстреливали город из поселка Сорвали. С сентября наш город ему уже был определен в качестве постоянного места жительства. Тогда же железнодорожники получили погоны; Адриан Дубайлов носил звание «инженер-капитан тяги».

В завершение своего рассказа Михаил Дубайлов  обратился к юной части аудитории:

– Мы порой мало знаем историю своей семьи. Не теряйте времени, тормошите своих бабушек, дедушек,  родственников. Записывайте их рассказы, бережно относитесь к наградам, грамотам, письмам, фотографиям, составляйте свое генеалогическое древо. Это очень важно и очень интересно.

Елена СТЕПАНОВА

P.S.Благодаря участников ансамбля «Гвардия» Владимира ИГНАТОВА, Андрея ШМИДТА, Николая АСМАЛОВСКОГО, Михаила МУДРАКА, Алексея РЕВЕНКО, Бориса МАЗАЕВА и Михаила Дубайлова, заведующий выставочным залом «Выборг – город воинской славы» Владимир БЫКАЧЕВ напомнил собравшимся, что все они, несмотря на приставку к воинским званиям «в отставке», до сих пор служат Отчизне.

Читайте также