В ВЫБОРГСКОМ ЗАМКЕ РАССКАЗАЛИ О РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ НА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ

В ВЫБОРГСКОМ ЗАМКЕ  РАССКАЗАЛИ О РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ НА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ
943
В ВЫБОРГСКОМ ЗАМКЕ РАССКАЗАЛИ О РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ НА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ

Жителям Карельского перешейка, от пригородов Санкт-Петербурга до Выборга, история этой земли одновременно и знакома, и неизвестна. Старые названия Зеленогорска (Терийоки), Репино (Куоккала), Комарово (Келломяки), Солнечного (Оллила) на слуху у многих, и, тем не менее, в истории этих мест для наших современников есть один существенный пробел. Он связан с периодом 1918-1939 гг., когда Карельский перешеек входил в состав независимой Финляндии…

Существует целая “интеллигентская мифология” советского периода - светлые и радостные воспоминания о детском отдыхе в Зеленогорске, о домах отдыха в Комарово. Сохранилась и память о дореволюционном расцвете этих мест, о совершенно особой культуре “петербургских дачников”, в числе которых было немало выдающихся деятелей русской культуры. Но что же было в промежутке? В то самое двадцатилетие, когда вчерашние петербургские пригороды оказались заграницей? Об этом и шла речь в минувший четверг в Выборгском замке.

Гостем Выборгского музея-заповедника стал Петр Базанов, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, известный специалист по истории печатного дела русского зарубежья. Петр Николаевич представил в замке свою новую книгу - “Очерки истории русской эмиграции на Карельском перешейке (1917–1939 гг.)”. Книга вышла в минувшем году в Петербурге, в издательстве “Культурно-просветительское товарищество”. На встрече в Выборге издательство представлял Станислав Степанов, уже знакомый горожанам по прошедшей в прошлом году конференции “Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Дипломатия. Военные действия. Пропаганда. Люди”. 

Как сказал в начале встречи Петр Николаевич, как патриота и жителя Комарово его давно интересовала история этих мест в межвоенный период и жизнь русского населения, оказавшегося после обретения Финляндией независимости этническим меньшинством в своем государстве. Найти интересующие исследователя материалы было непросто. Историк должен опираться не только на устные предания немногих старожилов, но и - в первую очередь - на документы. Это стало возможным лишь в последние десятилетия, когда многие архивные материалы, прежде малоисследованные, а то и вовсе засекреченные, стали доступны ученым.

К их числу относятся, например, документы, связанные с переходом советско-финляндской границы русскими эмигрантами. Причины этих переходов различны, но в числе самых важных, конечно, были шпионские и диверсионные рейды (особо нужно упомянуть случай ставшего легендарным Петра Соколова, знаменитого футболиста).

Людские судьбы, о которых рассказывает Базанов, способны поразить воображение. Многое в них напоминает политический детектив. Это, в первую очередь, биография генерал-майора русской армии Северина Цезаревича Добровольского. Многолетний житель финского Выборга, Добровольский стал одним из вождей эмигрантского “активизма” на Карельском перешейке. Добровольский был идеологом и редактором журнала “Клич”, состоял в тесной связи с военными вождями Русского зарубежья. Именно Добровольский стал одним из “отцов-основателей” на Карельском перешейке такого экзотического и зловещего явления, как “русский фашизм”. После нападения Германии на СССР Добровольский поступил в русский отдел пропаганды при финском Государственном совете, а в 1945 г. выдан финскими властями Советскому Союзу, где и был расстрелян. 

По иному трагична судьба внука великого художника Ильи Репина, Дия, ушедшего в 1935 г. из “Пенат” и перешедшего советско-финляндскую границу. Это возвращение на историческую родину стоило ему жизни.

Таких человеческих историй в книге Базанова немало. Многие из них подлинно трагичны. Некоторые – кажутся почти неправдоподобными. Достаточно упомянуть историю публикации книги Г.Н. Бренева, жителя Оллилы. В середине 1930-х Бренев написал псевдонаучный трактат “Доисторическая цветная цивилизация” и посвятил его… Климу Ефремовичу Ворошилову.

Петр Базанов по крупицам восстанавливает историю русской эмиграции на Карельском перешейке. Потому и нынешняя книга названа “Очерками истории”, а не “Историей”: до нее еще далеко. Как пишет  Базанов в заключении книги, “история Русского Зарубежья на Карельском перешейке нуждается в комплексном научном изучении. Несмотря на наличие работ, посвященных выдающимся деятелям культуры, живших в 1920–1930-е гг. на территории современного Карельского перешейка, попрежнему это “белое пятно” предметного поля как эмигрантоведения, так и “Приневского” краеведения. Нет работ о жизни русской диаспоры в Выборге”. В беседе Петра Базанова с научными сотрудниками Выборгского музея-заповедника родилась идея провести в обозримом будущем в Выборгском замке конференцию, посвященную русским эмигрантам на Карельском перешейке. У выборгских историков есть о чем рассказать своим коллегам из Петербурга, Финляндии и стран Балтии. Достаточно напомнить, что в 1920–1930-е гг. в Выборге жили такие заметные фигуры, как Анна Вырубова и барон Александр Мейендорф, выходил “Журнал Содружества”, привлекающий к себе всё больше исследовательского внимания в Петербурге и Выборге.

В конце встречи Петр Базанов подарил свою книгу библиотеке Выборгского замка с дарственной надписью: “Выборгскому замку - лучшему музею на Карельском перешейке”.

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника 

Фото Алёны ГОЛОВАЧ

Читайте также