В ГОСТЯХ "ЦАРЬ-БОМБЫ"

В ГОСТЯХ
687
В ГОСТЯХ "ЦАРЬ-БОМБЫ"
Выборгские старшеклассники приняли участие в XIV общероссийских школьных Харитоновских чтениях в Сарове.

Одиннадцатиклассница Алина ПЕПИНА (школа № 12), и восьмиклассники Наталия СКРИННИКОВА (школа № 8) и Данил ЗВЕРЕВ (Гимназия № 11) представили на конференции свои исследовательские работы по математике. Темы их выходят далеко за рамки школьной программы. Например, Данил выполнил научное исследование на тему "Число и его применение", а Наталья изучила применение числа "е". Как разъяснили ребята, загадочные числа " " и "е" имеют большое практическое применение в повседневной жизни, например, в упаковке товаров.

Исследование Алины касается "проектирования пассивной брони от баллистического воздействия стрелкового оружия". На изобретения, представленные в работе, планируется в ближайшее время оформить авторский патент.

Отметим, что школьные Харитоновские чтения пользуются в нашей стране заслуженной репутацией кузницы юных научных кадров. Традиционно в них принимают участие лучшие из лучших. Получить приглашение на конференцию не так-то просто. Все ребята проходят строгий отборочный тур - участвуют в предметной олимпиаде, а также высылают тезисы своей научной работы. Как правило, отбирается лишь четверть из всех, кто прислал свои заявки на участие.

В Саров съезжаются не только школьники со всей страны, но и руководители вузов. Их цель - поиск "звёздочек". Некоторые ребята после конференции получают персональные приглашения на учёбу в вузы, а кто-то даже становится обладателем именной стипендии.

Вот уже 14 лет Харитоновские чтения проводятся в закрытом городе Сарове, где расположен Федеральный ядерный центр России - "Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики". Въезд на территорию закрытого города усиленно охраняется и невозможен без специальных приглашений.

Чтения названы в память великого физика-ядерщика, "отца" советской атомной бомбы Юлия Борисовича Харитона.

Конечно, для выборгских ребят участие в четырёхдневных Харитоновских чтениях стало большим событием. Ведь им предстояла не только защита своей работы, но и встречи с легендарными современными учёными: академиками Валерием Вавиловым и Радием Илькаевым, геологом Николаем Короновским и многими другими. По словам ребят, на чтениях царила удивительная атмосфера сотрудничества, школьники могли непосредственно общаться, задавать вопросы светилам научной мысли.

Для подростков была организована не только интересная образовательная программа в Доме учёных Сарова, но и увлекательный досуг. Школьники посетили Музей ядерного оружия, где воочию увидели так называемую "Кузькину мать" или "Царь-бомбу" - самую мощную за всю историю человечества термоядерную авиационную бомбу, разработанную в СССР в 1954-1961 гг. группой физиков-ядерщиков. Побывали выборжцы и древнем подземном храме, действующем при Саровском монастыре.

Кстати, двенадцатилетний Данил Зверев был самым юным участником нынешней конференции.

Увлечение точными науками, как уверяют ребята, присутствовало с детства. Однако развить его и направить в русло конкретных научно-практических исследований школьникам помогли занятия в классе научно-технического творчества "Красное смещение". Это объединение существует с 2009 года в Духовно-просветительском центре "Евангелиум" при Свято-Ильинском храме. Руководит им Вадим ХАРЧЕНКО - в прошлом научный сотрудник второго российского закрытого ядерного центра в Сне- жинске, проработавший там порядка 20 лет. Вадим Харченко преподает ребятам свой авторский курс "Теория и практика решения изобретательских задач". С программой курса можно ознакомиться на сайте Свято-Ильинского храма. Кстати, занятия в "Красном смещении" бесплатные, проводятся каждую субботу.

Ежегодно воспитанники "Красного смещения" участвуют в научных конференциях и олимпиадах высокого уровня. Все выпускники объединения поступили на бюджетные отделения лучших петербургских вузов. Как отмечает Вадим Харченко, его принципиальная позиция - не навязывать ребятам своего мнения, не превращать занятия в репетиторство, а по-настоящему увлечь их научно-техническим творчеством.

Читайте также