УЛИЦА КРИВОНОСОВА В ЧЕСТЬ КРИВОНОСА?

В конце октября в рубрике “Топонимика” в газете была опубликована статья “Заячий переулок, бывший Волчий тупик”. В публикации, в частности, говорится о том, что не сохранилось никаких данных о человеке по фамилии Кривонос (возможно, Кривоносов), имя которого носит одна из городских улиц.

По данному вопросу позволю себе не согласиться с автором, и вот почему. Как известно, в 1944 году в Выборг вместе с войсками прибыли и железнодорожники для восстановления железнодорожного хозяйства. Они, как правило, селились вблизи от железной дороги, в том числе на Папуле. С тех самых пор этот район города называют Железнодорожным поселком. Неудивительно, что и названия улиц носят соответствующие названия: Вокзальная, Железнодорожная… А вот центральную улицу, на мой взгляд, назвали именем легендарного участника стахановского движения на стальных магистралях, хорошо известного в свое время Петра Кривоноса (и насколько мне известно, сделано это по просьбе железнодорожников).

В 1935 году П. Ф. Кривонос выступил с предложением вдвое повысить техническую скорость грузовых поездов - этот почин получил широкое распространение в СССР.

Петр Федорович Кривонос родился 12 июля 1910 года в Феодосии, с 1913 жил в г. Славянске где закончил семилетку и пошёл работать слесарем в паровозное депо. После окончания ФЗУ работает помощником машиниста, а затем машинистом паровоза. С 1937 года он - начальник Славянского паровозного депо, с 1939 - начальник Южно-Донецкой, а затем Северо-Донецкой железной дороги, с августа 1942 года по февраль 1943 года возглавляет Томскую железную дорогу. В 1943 возвращается в Донбасс и вновь становится начальником Северо-Донецкой железной дороги, занимается восстановлением разрушенной войной магистрали.

6 ноября 1943 года в газете был опубликован Указ Президента Верховного совета СССР “О присвоении звания Героя Социалистического труда начальствующему составу и рядовым работникам железнодорожного транспорта, генералам, офицерам и рядовому составу железнодорожных войск”.

Наградами были удостоены 127 человек, из них три женщины: А. Александрова, А.П. Жаркова, Е.М. Чухнюк. Вручили золотую звезду “Серп и молот” и орден Ленина Петру Федоровичу Кривоносу за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени. Напомню, что за годы Великой Отечественной войны только 201 человек в стране получили звание Героя Социалистического труда.

Кривонос имел персональное специальное звание генерал-директора тяги 1 ранга, которое носил до отмены званий в 1955 году. В 1953-м он окончил Московский электромеханический институт железнодорожного транспорта и был назначен на пост начальника Юго-Западной железной дороги. Избирался депутатом Верховного совета Украины. Жил в Киеве, умер 19 октября 1980 г.

Министерство связи СССР в 1985 году выпустило конверты, посвященные П.Ф. Кривоносу.

Я уверен, что улица в Выборге названа именем именно этого замечательного человека, и считаю, было бы хорошо установить на ней соответствующую мемориальную доску: потомки должны чтить память великого человека, за свой самоотверженный труд награжденного четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Суворова 2 степени, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, орденом Знак Почета и многими медалями.

В статье использованы материалы сайтов “Герои Социалистического труда” и kiev-eeropol.narad.ru

Читайте также